Самолеты дальнего радиолокационного обнаружения не зря называют "глазами" ВВС. И не зря бытует поговорка: "Сбил АВАКС - выиграл войну". Каким бы скоростным, маневренным и малозаметным ни был истребитель, он служит лишь исполнительной частью системы, мозг и глаза которой - самолет ДРЛО.
Давайте прогуляемся по внутренним отсекам самолета Е-3, который используется объединенными ВВС НАТО.
Минутка теории
Что мешает установить радар на земле? Ничто не мешает. Однако бессердечная физика не позволяет радиоволнам распространяться за горизонт. РЛС, установленная на земле, видит лишь то, что находится в зоне прямой видимости. Люди довольно быстро смекнули: чтобы заглянуть дальше, радар нужно поднимать выше.
Понять разницу можно с помощью вот этих сухих цифр: достаточно мощный наземный радар имеет радиус обзора 300-400 км, при этом у него очень большая "мёртвая" зона по низколетящим целям. Например, на дистанции 300 км будет виден самолет на высоте 7 км, но вертолет на высоте 1 км окажется в слепой зоне. Что касается самолетов ДРЛО, то три "АВАКСа" на синхронных курсах могут полностью закрыть всю Центральную Европу, включая воздушные, низколетящие и наземные объекты.
Какое оборудование у них на борту?
Самое главное, без чего можно не взлетать - знаменитый "гриб" наверху фюзеляжа. Это обтекатель антенны РЛС. Именно она обеспечивает обзор на сотни километров вокруг. Помимо этого, на борту запросчики и приемники военных систем опознавания "свой/чужой" и гражданские транспондеры идентификации самолетов. Кроме РЛС, за обнаружение военных целей отвечает оборудование пассивного радиотехнического опознавания.
Так как самолет работает не сам по себе, а в связке с истребителями, на борту есть военные системы обмена тактическими данными, такие как JTIDS и Link-16.
Состав экипажа
Обычно на борту АВАКСа 15-16 человек. Экипаж делится на лётный и оперативный состав. Лётный состав отвечает за ведение самолета и включает двух пилотов, штурмана и борт-инженера.
Оперативный состав может изменяться в зависимости от миссии. Максимальное количество людей на борту - до 33 человек.
Вот один из вариантов типового состава оперативной группы:
- директор миссии (тактический директор);
- офицер распределения истребителей (fighter allocation officer);
- два диспетчера вооружений;
- офицер контроля обнаружения;
- оператор пассивных систем обнаружения;
- три оператора радиолокационных систем обнаружения;
- техник связи;
- системный техник;
- техник радара.
Тактический директор - командир оперативной группы. В целом отвечает за результаты миссии и порядок на борту. Он поддерживает прямую связь с наземным центром управления, которому подчинен самолет ДРЛО.
Оперативная группа делится ещё на три подгруппы: наблюдения, вооружений и техническую.
Группа наблюдения
В эту группу входят офицер контроля наблюдения (surveillance controller, старший этой группы), операторы радиолокационного и пассивного наблюдения. Все эти уважаемые в узких кругах люди обеспечивают оптимальную радиолокационную картину воздушной и наземной обстановки. Они должны опознать каждый объект и определить степень его враждебности (свой, чужой, нейтральный, подозрительный и т.д.). В обязанности этой группы входит и распределение цифровых каналов связи для доставки информации потребителям.
Оператор пассивных систем обнаружения (он же - оператор систем электронной поддержки) отвечает за улучшение информативности воздушной картины. С его помощью группа опознает самолеты, которые сложно идентифицировать только по радиолокационным характеристикам. К пассивным системам относят датчики и сенсоры, которые обнаруживают излучения других объектов, например РЛС истребителей или активные радары кораблей в море.
Группа вооружений
Эти люди отвечают за управление истребителями, переданными под командование АВАКСа. Группу возглавляет офицер по распределению истребителей (fighter allocation officer), который отвечает за безопасность всех подчиненных самолетов. Два диспетчера вооружений могут управлять широким спектром боевых миссий, включая наступательные и оборонительные противовоздушные операции с использованием истребителей, непосредственную воздушную поддержку сухопутных войск и воздушные удары на поле боя с использованием бомбардировщиков и самолетов оперативной поддержки.
Офицер распределения истребителей включается в работу, когда под управление самолета ДРЛО передаются истребители-перехватчики. Он обеспечивает распределение целей, передачу команд, информацию по обстановке в воздухе и прочее, связанное с управлением "бойцами".
При необходимости, AWACS может взять на себя не только функции управления боевыми истребителями, но и в целом руководить воздушным движением в каком-то районе, в качестве центра управления воздушным движением. Например, "сажать" самолеты в аэропорту во время кризиса или бедствия. Для этого у самолета ДРЛО есть всё необходимое: радар, рабочие места офицеров-диспетчеров, связь.
Техники
Из-за сложности бортовых систем на АВАКСе присутствует группа бортовых техников, которые обеспечивают работу оборудования.
Специалисты по связи инициализируют, управляют и контролируют коммуникационное оборудование. Системный техник обслуживает бортовые компьютерные системы, которые являются основой оборудования миссии. Техник радара управляет и следит за состоянием радиолокационной станции.
Спасибо за внимание!
На поиск материалов и написание этой статьи ушло несколько дней. Чтобы поставить плюс, подписаться и поделиться с друзьями потребуется несколько секунд. Пожалуйста, поддержите авторов канала, это не сложно!
Заметили неточность или есть что добавить - добро пожаловать в комментарии. Любая критика приветствуется.
#НАТО #авиация #самолет #ввссша #радиолокация #оружие #вооружение #военнаятехника #военныетехнологии #osint