Найти тему

История одного школьного коллектива (продолжение)

Оглавление

В предыдущей статье я рассказала о своём классе. О том, как нам удалось за 4 года построить сильный дружный коллектив.

Возможно, кто-то прочитав ту статью, подумал, что в нашем классе какие-то отборные дети. Это не так. Очень много детей были из так называемых неблагополучных семей. В основном, это были семьи, где родители, к сожалению, очень увлекались алкоголем и на детей не хватало времени. Причём, увлекались и папа, и мама.

Были ребята из многодетных семей с разным материальным достатком. Был мальчик-бывший детдомовец. Были и такие детки, которым бабушки заменили родителей. Их мамы и папы либо не хотели воспитывать своих детей, либо были лишены родительских прав. В общем, все дети были разные.

И всё мы как-то вместе все уживались.

Главные критерии здорового коллектива

Зачем дети приходят в школу? Конечно, в первую очередь - учиться. Но в школе им приходится учиться не одним, а вместе с другими детьми. И не просто учиться, а постоянно взаимодействовать.

Наблюдения показывают, что от того, какие отношения складываются у ученика с его товарищами по классу, зависит не только его психическое состояние, но и успеваемость.

Поэтому для меня было важно сформировать в классе здоровый коллектив по следующим критериям:

  • каждый ученик должен чувствовать себя комфортно в коллективе
  • каждый ученик вносит свой вклад в развитие коллектива
  • все члены коллектива заботятся о каждом ученике.

И я, и родители, и ребята - все принимали участие в становлении нашего коллектива. И мы были довольны тем, что у нас получилось.

Первый экзамен сдан

И вот 5 класс! Первое время я не вмешивалась, а только издали наблюдала, что происходит с моими учениками. Конечно, при встречах в коридоре мы общались, узнавали друг у друга, как дела. Бывало, и с родителями перебрасывались парой словечек.

И вот через какое-то время директор школы решил устроить встречу с учителями, которые работают в 5-х классах и которые выпустили недавно 4-е классы. Его интересовало мнение учителей старшей школы о детях, которые приходят к ним из началки.

В целом, все были довольны. Но потом стали говорить отдельно о каждом классе. И мне было приятно услышать, что мой класс был самым работоспособным, причём не только в этом выпуске, но и за последние несколько лет. Учителя 5-х классов в один голос утверждали, как легко и приятно работать с моими ребятами, как дети умеют хорошо слушать, на сколько ответственно они выполняют все задания.

А новый классный руководитель удивлялась, как такие разные дети так хорошо ладят друг с другом. Даже ни одного серьёзного конфликта нет. Очень дружный класс.

Мне было очень приятно. Я была горда за своих ребят.

В классе новый ученик

Но вот в класс пришёл новый ученик. Новый человек в коллективе - это всегда опасность. Он может органично влиться в коллектив и принять его правила. А может и разрушить то, что строилось годами.

Нашему коллективу предстояла проверка на прочность. Теперь всё зависело только от ребят.

Новый ученик был мальчик неробкого десятка. К тому же он был очень умный и хорошо учился. И сразу же начал заводить себе друзей из тех ребят, кто тоже хорошо учился.

Но в то же время он очень пренебрежительно относился к другим ребятам. Делал вид, что их не замечает, перебивал их в общем разговоре, даже иногда высмеивал и отпускал нехорошие словечки в их адрес.

Ребята спокойно объяснили ему, что так поступать нельзя, что в нашем коллективе все друг друга уважают и помогают, если надо. Но мальчик (назовём его Игорь) не мог принять это правило и продолжал вести себя в том же духе.

Тогда все ученики перестали с ним общаться.

Это разозлило Игоря на столько, что дальнейшая жизнь класса (да и школы) превратилась в настоящий ад. Игорь начал срывать уроки: сделает задание и начинает петь, ходить по классу, громко что-то говорить. На замечания учителя и ребят не реагировал.

На переменах брал без спроса чей-то рюкзак и швырял его по коридору без всякой причины. А однажды он настолько разозлился, что стал кидать в ребят стулья, чуть не разбил оконное стекло. Еле утихомирили. Слава богу, что никто не пострадал.

Что делать?

Конечно, после всех этих событий взрослые забили тревогу и стали думать, что делать.

Вызвали родителей на беседу. Но родители были настроены очень враждебно. Оказалось, что это уже не первая школа в жизни Игоря. В предыдущих школах тоже были проблемы с поведением мальчика, и дирекция этих школ настоятельно рекомендовала родителям перевести ребёнка в другое учебное заведение.

О том, что происходит в классе, я узнала от ребят. Они ко мне пришли и всё рассказали. Затем обратились ко мне и родители. Они попросили помочь решить эту проблему, так как их новый классный руководитель не может с этим справиться, а больше помощи ждать неоткуда.

Я была немного шокирована, когда узнала, что эта ситуация длится уже около двух месяцев. Как можно так долго учиться в таком стрессе?!

Конечно, я сразу откликнулась и привлекла и завуча, и психолога. Вместе с новым классным руководителем мы ходили на беседу к директору (и не один раз).

Но прежде всего мне надо было поддержать и успокоить ребят. Их нервы были на пределе. Многие мальчишки уже готовы были перейти от слов к делу и "устроить тёмную" Игорю.

Но к счастью, до этого не дошло. Родители забрали ребёнка из школы. А самое главное, как мотивировали родители своё решение.

Кто виноват

Надо сказать, что перевести ребёнка в другую школу родителям Игоря никто не предлагал. Более того, психолог просто настаивала не дать уйти Игорю из школы. Ведь он отличник! А умные ученики очень нужны любой школе.

Не скрою, было давление на моих ребят и со стороны учителей. Учителя просили смириться, не реагировать, идти на уступки, потерпеть. Другими словами, ради сохранения внешнего благополучия и рейтинга школы надо было пожертвовать здоровьем и правами 28 учеников?!

В итоге после 4-х месяцев(!) после начала описываемых событий родители Игоря пришли к директору. Они заявили, что хотят забрать своего ребёнка из школы. Смысл их объяснения был таков: "У Игоря и в других школах были проблемы с поведением. Но только здесь, пообщавшись с ребятами, с их родителями, с сотрудниками школы, мы поняли, что наверно, мы САМИ ВИНОВАТЫ. . Наверно, где-то ошиблись, где-то неправильно воспитали ребёнка. Мы хотим извиниться перед ребятами. У них и правда очень дружный и сплочённый коллектив. Мы бы очень хотели остаться, но понимаем, что в данной ситуации не можем этого сделать".

Родители Игоря решили не идти ни в какую школу, а перейти на семейное обучение. Я искренне пожелала им успехов. Надеюсь, им удастся исправить свои ошибки. Главное, что они эти ошибки увидели и признали. И в этом, по-моему, заслуга моих ребят.

P.S. Прошло несколько лет, но я всё равно скучаю по своим ученикам. Я часто вспоминаю их, наши уроки, совместные дела, все радостные и грустные события, которые мы пережили вместе.

Как бы ни сложилась их жизнь, я думаю, они запомнили главный урок: будь сильным, никогда не сдавайся, не обижай других и не давай в обиду себя.