З1 год назад, 27 августа 1991 г. скончался Михаил Науменко. Все звали его Майк. Он не противился этому.
Трудно, написать о человеке не зная его. Может еще труднее, когда знаешь. Потому что внутренний мир человека это тайна. Порой даже для самого себя. И вот можно придумать его внутренний мир и остаться довольным, думая, что понял.
Хотелось бы вспомнить о Майке, читая его стихи, в которых он выражает в словах свой внутренний мир.
Один богач призвал философа и попросил объяснить ему, чем он занимается.
Видишь рынок? - спросил философ.
Видишь всех людей, которые продают, покупают, ссорятся, спорят?
Да - ответил богач.
А видишь хозяина рынка, который спокойно наблюдает из окна за всем происходящим, зная, что вся эта суета приносит ему прибыль?
Вижу.
Так вот я этим и занимаюсь - ответил философ.
Меня спросили, что происходит со мной,
И я не знал, что сказать в ответ.
Скорее всего - просто ничего.
Перемен, во всяком разе, нет.
Мне, право, недурно живется,
Хотя я живу не как все.
Я удобно обитаю посредине дороги,
Сидя на белой полосе.
Машина обгоняет машину,
И каждый спешит по делам.
Все что-то продают, все что-то покупают,
Постоянно споря по пустякам.
А я встречаю восход и провожаю закат.
Я вижу мир во всей его красе.
Мне нравится жить посредине дороги,
Сидя на белой полосе.
А я доволен любой погодой,
Я счастлив солнцу, и я рад грозе.
И я живу так, как мне живется,
Сидя на белой полосе.
Мне недоступна вся ваша спешка,
Мне непонятен ваш ажиотаж.
Я не вижу причин суетиться.
Я не знаю, зачем входить в раж.
И я надеюсь жить здесь вечно,
А нет - так почить в бозе
Прямо здесь?
Прямо здесь! На этом самом месте -
Сидя на белой полосе.
В словах песни «Сидя на белой полосе» Майк выражает свою философию, то есть любовь к истине. Не суетись, не обременяй себя лишними заботами, и ты увидишь мир во всей его красе. Не к тунеядству призывает, а подумать о смысле жизни. А то в суете можно и жизнь прожечь! Почить в бозе - это старославянское выражение означает умереть в Боге. И хоть Майк и не был при жизни религиозным человеком, даже сам говорил об этом, но это не значит, что чувства искания Истины у него не было. Было! И эти слова об этом свидетельствуют! Недаром древнегреческих философов называли христианами до Христа. За их желание узнать Истину. Ну а если раньше такое было возможно, то почему не может быть сейчас?
И когда мне так плохо,
Что вынести это никак нельзя.
И когда жизнь – это не жизнь,
А просто обломок странного дня,
И когда в сером небе над полем
Кружит воронье,
Я шепчу: «Да святится имя твое!
Да святится имя твое!»
Думай, не думай,
Если хочешь жать – сначала посей.
Но ты же знаешь,
Ты же знаешь: в этом мире так мало людей.
И они говорят мне так много слов,
Но я знаю, все – вранье.
И я шепчу: «Да святится имя твое!»
Откуда столько сомнений,
Я пытаюсь их гнать.
Но если связаны руки
Очень сложно играть.
Я простая дворняжка, и одет я в рванье,
Но я шепчу: «Да святится имя твое!
К кому может быть такое обращение, как не к кому то Высшему! Который поможет в трудную минуту! И хоть я не знаю Тебя, но Ты есть! Помоги мне! Ты один можешь помочь! И поэтому - святится Имя Твое! Недаром песня называется «Свет».
О, Боже! Как хочется быть кем-то –
Миллионером, рок-звездой,
Святым, пророком, сумасшедшим
Или хотя бы самим собой…
Самим собой? Это сложно…
Это возможно только здесь.
Возможно только в ванной комнате! Называется песня "Ода ванной комнате"! Одно из значений слова «ода» с древнегреческого, означает торжественная песнь. При всем кажущемся юморе это очень серьезная песня. Трудно быть самим собой! Легче быть кем угодно! Ванную комнату Майк сравнивает с чистотою, с купелью, которая все прощает, принимает таким, какой есть, очищает от грязи души и тела, и дает возможность быть самим собой. А не тем, кем мечтается!
Каждый день ты просыпаешься с мыслью:
«А не последний ли это день?»
Ты чувствуешь себя так, будто у тебя
На спине татуировка – мишень.
Ты задаешь себе старый вопрос:
«Ну и как будем дальше жить?»
И ты сам себе отвечаешь:
«Все это глупости, их нужно забыть».
Каждый день это – меткий выстрел,
Это выстрел в спину, это выстрел в упор.
За все эти годы можно было привыкнуть,
Но ты не привык до сих пор.
Ты боишься выходить из дома,
Ты начал боятся людей.
Ты боишься знакомых и незнакомых,
Учреждений и очередей.
Лучшие друзья, любимые женщины,
Которых, как реки, не повернуть вспять,
Служебные псы и казенные люди –
Все научились метко стрелять.
В тебя стреляют – значит не просто так,
В тебя стреляют – значит ты заслужил.
Наверное, ты слишком опасен, мой друг,
Не слишком ли долго ты жил?
Если искатели истины не находят то, чего ищут, то становятся несчастными людьми. Может дойти и до выстрела. Майк так и назвал песню - "Выстрелы". Реквием по самому себе. Такое состояние души хорошо показывает Достоевский в образе Кириллова в романе "Бесы", а Юджин Роуз на личном примере пережил такие муки, став после американским православным подвижником Серафимом (Роузом).
И у Майка был такой тяжелый период, из которого он не вышел. Постепенно-постепенно, не находя того, что ощущала душа - ведь должен быть Тот, чье имя свято, отъединяясь от всех, забываясь алкоголем, Майк и почил в Бозе, упав и ударившись головой о бордюр. И Господь принял душу несчастного философа, который хотел убежать из зоопарка суетной жизни и жить на «белой полосе», чтобы видеть мир во всей его красе. Теперь Майк видит все лицом к лицу, а не как сквозь тусклое стекло, гадательно.
Хотя, никакой он не Майк, а раб Божий Михаил, но называю его Майком, потому что в жизни он не противился этому.
Нет сил думать, нет сил, чтобы петь
Я прожил жизнь, я попался в сеть.
И я уже не боюсь умереть в эти странные дни.