Найти в Дзене

Человеческий фактор революции

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Почему все революции для обывателя (а как показывает практика – и для не обывателя порой тоже) происходят неожиданно? Как ни странно, в нашем случае виноват в этом ... Ленин!

В своё время он дал столь запоминающееся определение революционной ситуации, что оно просто врезалось в память всем, волей или не волей, изучавшим марксизм-ленинизм. Но даже поверхностного взгляда на это «верхи не могут, низы не хотят» достаточно чтобы понять, что научная строгость здесь принесена в жертву образности.

Между тем существует научное определение революционной ситуации, позволяющее не только спрогнозировать, но и понять механизм ее возникновения. Не зная его мы как полуслепые, не видим предметов, а ориентируемся на степень освещенности и силу звука и вынуждены верить во всякий бред, типа всемогущества Госдепа (минуточку – это всего лишь Министерство иностранных дел) США как демиурга, сокрушающего страны и режимы.

Говоря о революции, мы не должны забывать, что революции делают люди. Не классы, не абстрактные «массы» (и уж тем более не «Госдеп»), а вполне конкретные люди. Сами для себя решающие идти ли на риск и смерть ради изменения своего собственного (или своих детей, что примерно одно и то же) будущего или не идти.

Что заставляет людей идти на крайние меры, что делает их непримиримыми по отношению к исходному положению вещей?

Современный человек не представляет, как можно было жить, работая по 12 часов в сутки, с одним выходным, без отпусков, больничных и пр.

Понятно почему. Потому что развитие современного человека просто не позволяет ему сохранить себя как личность в таких условиях. Он не умещается в такое жизненное пространство.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Термин «жизненное пространство» требует некоторых пояснений.

Благодаря ставшим классическими работами Курта Левина, современная социальная психология однозначного определяет жизненное пространство как сложную конструкцию, включающую в себя четыре основных фактора: физический, экономический, правовой и культурно-политический, можно сказать – личностный.

Уже из приведённого перечня ясно, что жизненное пространство человека не ограничивается одними материальными потребностями, но захватывает сферы права, религии, культуры, политики.

Недовольство человека какой-либо стороной жизни называется напряжением потребности. Большее или меньшее напряжение потребности хотя бы по одному из четырёх упомянутых параметров существует всегда. Но власть утрачивает управление обществом только в случае отрицательного ответа по всем четырём параметрам. Это, пожалуй, и является наиболее детальным описанием революционной ситуации.

Если мы посмотрим на все известные нам социальные (и даже национально освободительные – хотя там есть своя специфика) революции, то вначале как раз и увидим такую картину.

Личность человека (целого слоя близкого по социальному статусу, происхождению, отношению к собственности и пр.) под воздействием усложняющего бытия и способа приобретения средств существования, либо под воздействием внешних эпохальных событий, вызывающих стремительные изменения сознания и способа существования (война, индустриализация и пр.), либо под воздействием неожиданно открывших политических, религиозных, социальных идей, усложняется настолько, что начинает испытывать напряжение потребности там, где не ждали. В том, что обычно ускользает от внимания политиков и политологов – в культурно-политической, личностной составляющей жизненного пространства.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Крестьянская война в Германии – люди прочитали наконец Библию (перевел на доступный язык Лютер), Голландская революция – идеи избранности, сформулированные Кальвином, Английская революция – явление сложное, но диггеры и левеллеры как раз и требовали «передела» жизненного пространства, и, наконец, «икона стиля» Великая Французская революция 1789-1795 гг.

Большинство французов долгое время были крайне ограничены в физическом (земля и жилища принадлежали 130 тыс. священникам и 150 тыс. дворянам), экономическом (низкий уровень оплаты труда, господство цехового строя с обязательной покупкой за 3500 ливров звания мастера для занятий ремеслом) и правовом (25 млн. человек, так называемые “люди подлого рода” вообще не имели правового статуса и предписание на арест любого из них можно было приобрести всего за 150 ливров) пространстве. Такое положение вещей существовало не одно десятилетие и даже не один век. Импульс же революции с последующим радикальным изменением реальности придало возникновение напряжения потребности и в четвёртой составляющей жизненного пространства – в идеологической сфере, вызванное широким распространением философских идей разумного переустройства общества. (Революционный Конвент именовал себя “собранием философов, занятых приготовлением счастья всему миру”, а Марат – “живым воплощением идей Дидро”.)

Люди «подлого рода» переросли отведенное им место и осознали себя гражданами, заполнив собой до предела отведенную им клеточку в государственной конструкции так, что она (и клеточка, и конструкция) затрещала...

От дел сильно прошлых к дню сегодняшнему (и завтрашнему) - в продолжении.