Гениальная картина «Сикстинская Мадонна» гениального художника Рафаэля Санти. Можно больше ничего не добавлять. Рафаэль – даже боязно начинать писать о нем. Столько написано, что некуда вставить свои пять евроцентов.
Но я попытаюсь – не осуждайте меня. Сначала то, что известно...
В 1513 году Папа Юлий II заказал Рафаэлю картину «Сикстинская Мадонна» для алтаря монастырской базилики Святого Сикста II (Chiesa di San Sisto)
в городе Пьяченце ( регион Эмилия-Романья, Италия).
Все и каждый помнят эту картину: прекрасная Мадонна выносит на руках младенца Иисуса в наш грешный мир.
По правую руку Мадонны коленопреклоненный Святой Папа Сикст II, считавшийся небесным покровителем знатного рода делла Ровере. (О Сиксте II см. мой рассказ «Римский Папа, который был отомщен»). Делла Ровере не просто знатный род - он знатный род, который выпестовала в своей среде двух римских Пап: - Папа Сикст IV, в миру - Франческо делла Ровере, (Папа 1471-1484 годы), - Папа Юлий II, в миру – Джулиано делла Ровере (Папа 1503-1513 годы), племянник Сикста IV, которому всей своей жизнью и карьерой обязан дяде. Картина заказана, написана, оплачена (наверное) и установлена там, куда и предназначалась.
Следующие 250 лет, находясь в глубине заалтарного пространства собора, в тиши и потемках, «Сикстинская Мадонна» мало кого интересовала. Особенно в Пьяченце.
Безденежье или отчаяние, или жадность, а может все сразу, привели к катастрофе: Пьяченца лишилась своей Мадонны.
В 1754 году монахи-бенедиктинцы заложили «Сикстинскую Мадонну» саксонскому курфюрсту и королю Польши Фридриху Августу III за огромные по тем временам деньги - двенадцать тысяч цехин. Величина залога (в разных источниках – разные суммы и разные денежные единицы) говорит сама за себя: выкупать обратно картину никто не собирался. Фридрих Август не был скуп и разбирался в живописи, или умел слышать тех, кто разбирался.
Его коллекция украсилась настоящим шедевром. С тех пор картина находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. С перерывом в 10 лет: В 1945 году «Мадонна» - в числе множества других трофеев - перевезена в Советский Союз (это сладкое слово «Контрибуция») в качестве компенсации нанесенного ущерба советским музеям фашисткой агрессией.
В 1955 году, по политическим соображениям, картина возвращена в ГДР, в Дрезден. Перед отправкой Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина организовал выставку трофейных произведений, центральным экспонатом которой, являлась «Сикстинская Мадонна». Москвичам дали возможность попрощаться с картиной, которую раньше видели только избранные.
Почему картина первоначально предназначалась Пьяченце объясняется недавним вхождением города в состав Папского государства. По иной версии она была написана в честь победы над французами, вторгшимися
в Ломбардию в ходе Итальянских войн. Или потому, что там находились останки Святого Сикста II. Или по совокупности этих. Опомнившись, отцы города заменили оригинал "Мадонны" неплохой копией.
Но копией.
Правда, гениальность «Сикстинской Мадонны» и тут, в Дрездене, осознали не сразу.
Картину постепенно стали узнавать, ее создание, содержание и судьба обрастали мифами и легендами.
Особенно это относится прообразу Мадонны.
В восемнадцатом веке откуда-то явилась легенда, мол, натурщицей для «Мадонны» стала возлюбленная Рафаэля - Форнарина (ее отец – Fornaro, итал. - пекарь). То что пишут о ней – не хочется повторять.
Прообразом изображения Святого Сикста II, просящего «Мадонну» о заступничестве за тех, кто ей молится, послужил сам папа Юлий II. Иногда утверждают, что Рафаэль взял за прототип – Сикста IV.
Но сравнение их портретов Пап, на которые они не скупились, явно не в пользу Папы Сикста. Святая Варвара. Её лицо, потупленный взор, вся поза выражают покорность и благоговение. Она - покровительница города Пьяченца - это дает ей право занять место по левую руку Мадонны. Предполагают, что прообразом Варвары послужила одна из двух племянниц Папы: Джулия Орсини или Лукреция делла Ровере.
* * *
По ходу написания этого рассказа на моем мониторе я все чаще обнаруживал репродукцию картины Дмитрия Налбандяна: «Ленин в Дрезденской галерее в 1914 году», написанная в теперь столь далеком 1962.
Картины удивила меня. Удивила и восхитила своим откровенным подхалимажем откровением:
на картине Ленин внимательно рассматривает «Сикстинскую Малонну» Рафаэля Санти. Конечно, из произведений Налбандяна легко создать целый музей портретов советский генсеков. В нем будет бесчисленное множество Лениных, Сталиных, Хрущевых, Брежневых и Черненко. Не даром народного художника Дмитрия Налбандяна в среде художников прозвали «Первая кисть Политбюро». Но не последняя. И такой музей-мастерскую был создан 1992 году: Москва, Тверская улица, д.8, кор. 2, 9 этаж. И конечно – при первой возможности - я туда помчался. Найти не очень легко: корпус 2 стоит фасадом на Тверскую площадь, вход со двора. Девятый этаж – лифт работал. Билет 100 рублей. Суббота - в музее охранник, кассир и я. Больше никого. Ленин присутствует, но не рассматривает «Сикстинскую мадонну». Ленин с Дзержинским – есть, со Сталиным – есть, с революционными солдатами и рабочими – есть. С Мадонной – нет. Оказывается, существует целая полемика: был ли вождь мирового пролетариата в Дрезденской галерее или не был или быть не мог (начало Первой Мировой войны и все такое).
Спор начался сразу после написания картины и тлеет до сих пор.
Вроде бы Ленин заезжал в Дрездене 1909 году.
Почему фантазия художника поместила Ленина именно в Дрезденскую галерею? Почему Ленин стоит именно перед этой картиной? И что так пристально рассматривает, наклонив голову «по-ленински»,
наш вечно живой Ильич? О чем он думает?
Ответа нет, нет, нет и нет.
Проще было написать картину «Ленин в Лувре» и запечатлеть Ильича на фоне Моны Лизы. Все-таки Ленин жил в Париже и долго.
Что рассматривает Ленин на картине - Мадонну с младенцем Иисусом на руках? Может Ленин пленен красотой Мадонны, или стариной Папы?
Или ангелочками?
Я не отвечу на этот вопрос.
Но социалистический реализм в искусстве не успокоился на этом.
Смотрите фото. Не дают шедевры покоя нашим художникам.
Да, шутка напоследок. Злые языки утверждают, что изображение ребенка-Ленина на октябрятской звездочки, взято с картины Рафаэля. Сами сравните.
Теперь все. Читайте следующий рассказ. И предыдущий.
Если нравится – подписывайтесь.
Если нет – присылайте уточнения и поправки, приму с благодарностью, но не забывайте: я пишу рассказы, а не научные статьи.