Найти в Дзене
План "Б"

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ОБ ИСТОКАХ

НЕЛЬЗЯ ЗАБЫВАТЬ ОБ ИСТОКАХ

Позавчера из поездки в Махачкалу вернулся мой друг Руслан Хадисов. Недели три назад он произнес:

«Все только и говорят о туризме в Дагестан. Ты и сам давно не был, да и я хочу на места молодости и славы взглянуть».

Сел в машину и поехал. Почти как те благостные путешественники, что пишут и показывают в своих блогах о прелестях и пока еще недостатках девственных природных богатств этого края. Как говорит мой соратник ВА:

«Нам есть над чем работать».

Да и Правительство приняло к рассмотрению проект создания на Каспии туристического оазиса типа Сочи с Красной Поляной. Лет этак сорок назад один из ведущих в то время руководителей республики заявил, что туризм в Дагестане развивать не будут. Причина, названная им, в том, что за туризмом придут наркотики и проституция. А без туризма этих пороков типа нет. Опыт других регионов с преобладающей мусульманской конфессией, напротив, показывает расцвет и процветание. Примеры Анталии, Хургады и Шарма тому свидетели.

Конечно, я уверен, у Вас есть понимание, что я далеко не туристический зазывала и не рекламный агент. Но вот сел писать, и что-то нахлынуло из юности. Мой друг, банкир, путешественник, приверженец северных широт Константин Васильчишин тоже побывал в Дагестане с месяц назад. Каждый день он присылал мне импровизированный видеоотчет об увиденном. А я работал у него «параллельным не импортом», нет, а гидом. Предварял своим рассказом предстоящее ему завтра.

Это как в мифе про Прометея, прикованного на полуденном зное к скале. Одна капля воды, попавшая на голову, показалась спасением, вторая уже насыщением, а третья в то же место могла и в воспоминания отбросить. Отложив пальцы от клавиатуры, я вспомнил всё. Как назвал свое произведение в прозе автор «Журавлей» Расул Гамзатов «Мой Дагестан». Он у каждого действительно свой. Тридцать лет я прожил в этом благодатном крае. Там я создал свою семью, там родились двое моих детей, там оставил я маму…

Если до событий 90-тых самым интернациональным городом СССР считался Баку, то Махачкала могла бы с этим утверждением поспорить. И аргументировано. Понятие национальности в городе отсутствовало напрочь. У меня, еврея, до сих пор дружба с аварцем Русланом и его женой лачкой Наташей, лезгинами Морисом и Маиной, украинцем Виктором. Долгое время поддерживались теплые отношения с даргинцем Багроном, кумыком Камилем и лакцем Гаджи. И так было не только у меня. Такие группы собирались на многих перекрестках. А когда я пишу строки, то поднимаю глаза и вспоминаю великого педагога, моего классного руководителя армянку Маргариту Аванесовну Астратьянц, привившую навыки правильного литературно глубокого изложения мысли, писания.

Мой отец вне зависимости от сезона, и в зной и в стужу, в дождь ли или ветер, но каждое утро в половине шестого выходил из дома на городской пляж. Там в это время собиралась так называемая «группа здоровья» из взрослых людей, наделенных служебными полномочиями. Прогуливаясь часок по песочку, именно там они решали насущные вопросы мироздания. В кабинетах они потом только оформлялись. Уходя, отец не забывал включать на полную громкость единственную в доме радиоточку. В шесть утра с гимном я просыпался и тоже шел на пляж. Но какое это было удовольствие. Рассвет на Каспии. Единственное время дня, когда море спокойно. Из-за горизонта медленно поднимался огненный диск, постепенно отрывался от линии моря. А луч от него стелился по ровной поверхности к вашим ногам. А море при этом волнами-барашками тихо этак шептало «Ших», и волна пенистая отступала. И снова «Ших». Впечатления от сопричастности. Рождался день.

Посмотрите видео из собрания Руслана и вспомните призыв: «Солнце взойдет».