Ренат Абдуллин
О возможном применении атомного оружия в последние месяцы говорят все чаще. Крупнейшие державы пока проявляют сдержанность, но в Великобритании уже дали понять: ядерный удар вполне реален. Об этом сообщила министр иностранных дел Лиз Трасс — главный кандидат в премьеры Соединенного Королевства. РИА Новости разбиралось, как на столь воинственное высказывание отреагировали в стране и Европе, где у новой "железной леди" нет единодушной поддержки.
На что готова Трасс
Борьба за пост главы правительства в Великобритании вступила в решающую фазу. Кого выберут представителем правящей Консервативной партии — главу МИД Лиз Трасс или экс-канцлера казначейства Риши Сунака — выяснится в сентябре.
Согласно опросам, у Трасс поддержка среди тори больше, но ненамного. А она, похоже, жаждет абсолютной победы. И ради этого готова на все.
Так, на предвыборных дебатах в Бирмингеме глава МИД, отвечая на вопрос о возможности использовать ядерное оружие, сказала, что это "важная обязанность премьер-министра".
"Я готова это сделать", — подчеркнула она, не обращая внимания на попытку ведущего смягчить ситуацию.
Ранее Трасс говорила, что в случае назначения премьером в первую очередь обновит ядерные силы для "сдерживания самых серьезных угроз нашей национальной безопасности и образу жизни". Поэтому ее очередное признание шока не вызвало. Но в Европе заволновались, что в Британии заметили. Именно после слов Трасс о реальности столкновении России и НАТО в Москве заявили о "повышенной готовности" ядерных сил, напоминают журналисты. И задаются вопросом: насколько далеко она зайдет в нагнетании обстановки?
"Главный разрушитель"
Глава британской дипломатии не скрывает властных и военных амбиций. В шутку она себя назвала "главным разрушителем" — местные СМИ это подхватили.
В 1983-м в семь лет Лиз сыграла роль премьер-министра Маргарет Тэтчер в школьной постановке, посвященной выборам. С тех пор и подражает "железной леди".
Хотя она, когда училась в Оксфорде, была активным членом Либерально-демократической партии. Отец Трасс даже рассказывал, что, услышав от его дочери консервативную риторику в духе "железной леди", его знакомые были крайне озадачены.
Как и Тэтчер, Трасс — сторонница жесткой внешнеполитической линии. Кроме того, она продвигает идею "глобальной Британии" — усиление Лондона везде, где возможно.
Подобно Борису Джонсону, Трасс не сдерживает себя в выражениях. Вероятно, это и принесло ей успех в "ястребином" крыле консерваторов. В отличие от того же Сунака, пытающегося сглаживать острые углы, Трасс даже в откровенно постыдных ситуациях идет напролом, делая вид, что так и задумано. Например, "приписав" Украине российские области, потом в интервью она уверяла, будто не ошиблась — просто недопоняла министра иностранных дел Сергея Лаврова.
Повод для комедии или беспокойства?
Громкое заявление "Тэтчер 2.0" в Москве услышали. Официальный представитель МИД Мария Захарова с иронией заметила, что это хороший повод для запуска очередной комедийной франшизы. "Безупречное начало новой серии "Остина Пауэрса". Теперь роль человека-загадки международного масштаба играет женщина", — сказала она.
А вот британцы в соцсетях выразили обеспокоенность агрессивностью потенциального премьера. "Люди разрывались между страхом за будущее Великобритании и раздражением из-за того, что Трасс не сосредоточивается на надвигающемся экономическом кризисе", — отметили, в частности, в The Huffington Post.
Сунаку, кстати, задали тот же вопрос, но он дипломатично уклонился от ответа. И неспроста: незадолго до дебатов американское издание Politico со ссылкой на нескольких высокопоставленных дипломатов из ЕС сообщило, что даже западные партнеры Лондона не желали бы видеть в премьерском кресле излишне импульсивную Трасс.
"Новый лидер — это всегда возможность для "перезагрузки", но нам нужно посмотреть, предпримет ли она шаги для восстановления доверия, которое очень необходимо", — убежден источник.
"Изменить мировой порядок"
Российские эксперты сходятся в том, что заявление Трасс, пусть и ожидаемое, — тревожный звонок. Впрочем, ничего нового от британского министра мир не услышал.
"Ядерное оружие предназначено для сдерживания, ответной реакции. Любой британский премьер, французский президент, американский — скажет то же самое. При этом у Великобритании наименьший арсенал из пяти членов Совбеза ООН (это также Китай, Франция, США и Россия) — всего четыре подводные лодки с подобным вооружением. Но в эти тонкости не всегда и не все вникают, поэтому, конечно, можно посоветовать той же Трасс быть аккуратнее в речах, тщательнее подбирать слова, чтобы лишний раз не возбуждать народ", — объясняет РИА Новости руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов.
Начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей Ермаков считает, что высказывание Трасс — четкая декларация намеченного ею изменения мирового порядка. "Она дала понять, что действительно станет лидером в духе "железной леди", готовой взять на себя ответственность за ядерный удар. Это месседж европейскому политическому истеблишменту, который сейчас активно обсуждает роль таких вооружений", — указывает эксперт.
В соответствии со стратегией "глобальной Британии" власти островного королевства уже давно действуют агрессивно. Отправляют авиационную ударную группу в "турне" по Азиатско-Тихоокеанскому региону, отдельные корабли группировки подходили к Крыму в прошлом году.
В Европе политики, выступающие за дипломатическое решение проблем, борются с теми, кто взял курс на конфронтацию. Вопрос в том, сможет ли Трасс удержать лидерство с воинственностью, но без внятной экономической программы. Как показала реакция общества на скандальные дебаты, свой карман британцам важнее геополитических раскладов.