Запад не перестает удивляться тому, что Россия не только выжила в условиях беспрецедентных санкций, но и демонстрирует весьма стабильную и прочную экономику. Между тем, Европа, как "локомотив санкций", столкнулась с грозными проявлениями кризиса. Хватит ли у Вашингтона и Брюсселя сил в этих условиях усиливать санкционное давление на Москву и что этому мешает, разбирался "Прайм".
ДЕФИЦИТ "ИЗОЛЕНТЫ"
Экономическим успехам России в условиях санкционной войны не перестают удивляться ведущие западные СМИ. Тот факт, что что российская экономика показала прочность, которой от нее не ожидали, отметило агентство Bloomberg, а Reuters при этом признал, что деловой климат в "изолированной" стране практически не изменился.
Ошибки, которые "коллективный Запад" наделал в рамках противостояния с Россией, за последние полгода не критиковал только ленивый — начиная от экономистов и политиков и заканчивая военспецами в отставке. Косвенно это признают и действующие чиновники — так, глава МИД Германии Анналена Бербок констатировала, что запасы вооружений в стране на исходе из-за поставок на Украину. Это признание в условиях, когда в ЕС начали останавливаться промышленные предприятия, а цены на газ штурмуют невиданные прежде максимумы, наводит на размышления. Возникает вопрос, способен ли в этих условиях Запад и далее наращивать санкционное давление с целью все большей "изоляции" России, или у него закончилась "изолента".
ГДЕ ПРЕДЕЛ САНКЦИОННЫХ ФАНТАЗИЙ
"На самом деле, конечно, потенциал фантазий на предмет новых санкций еще далеко не исчерпан, — полагает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Константин Симонов. — И при желании можно много чего придумать. Только вопрос ключевой в том, что санкции, конечно, создали очевидные сложности для российской экономики, было бы глупо это отрицать".
При этом, конечно, российская экономика не выглядит на сегодняшний день рухнувшей — и даже нефтегазовый комплекс, на который было направлено основное острие санкций. "Я помню прогнозы МЭА (Международного энергетического агентства — прим. ред.), что добыча в апреле "рухнет" на три миллиона баррелей в сутки, а она даже в самые худшие дни падала на миллион максимум. И сейчас уже вышла на уровень начала года фактически. То есть в этом плане никакого провала нет", — уверен эксперт.
При этом он указывает на ощутимое сокращение экспорта природного газа. "Это пока компенсируется диким ростом цен, — уточняет он. — В этом плане европейские политики вынуждены "переупаковывать" свои тезисы. Если раньше идея была в том, что "мы обрушим Россию беспрецедентными санкциями, и ее экономика развалится", то сейчас говорится уже про такую "экономическую войну в долгую".
А эта ситуация вполне может сопровождаться появлением дополнительных санкционных рычагов. Пока не существует специального полного эмбарго со стороны "коллективного Запада" на поставки нефти, напоминает эксперт. "Есть принятое решение по морским поставкам, но оно вступит в силу 5 декабря. В феврале — нефтепродукты, — перечисляет он. — Наверняка будут какие-то новые ограничения в области закупок газа". То есть, некоторые меры приняты, просто пока не вступили в силу.
ЕЩЕ ПАКЕТ?
Со стороны наиболее одиозных и антироссийски настроенных стран Европы уже звучат призывы принять очередной, уже седьмой пакет санкций против России. Речь идет и об ограничениях на природный газ, и о полном запрете на выдачу шенгенских виз россиянам. Однако после принятия шестого, "нефтяного" пакета в конце весны санкционная машина чуть-чуть притормозила. По мнению Симонова, дело не в доброжелательности к "ужасным русским" — этого у европейских чиновников не наблюдается. Просто стало страшно усиливать ограничения, когда еще придется переварить последствия нефтяного и угольного эмбарго, которые станут очевидны по мере приближения зимы.
"Новые санкции, конечно, страшноваты, потому что бьют по европейской экономике, — отмечает эксперт. — Из Европы каждый день приходят новости, которые, наверное, россиян веселят, про обтирания тряпками, мытье раз в неделю, остановке предприятий и прочее, прочее".
Вопрос — веселят ли они европейцев, отмечает специалист. Цена противостояния с Россией продолжает расти каждый день, каждый новый санкционный пакет будет иметь последствия для самой Европы, и его будет все сложнее продавать своим избирателям.
"То есть, эта логика "войны в долгую" может не найти отклика у широкой "демократической европейской общественности", особенно когда они видят, что получает в ответ. А сколько придется терпеть? Одной зимой может не ограничиться", — рассуждает эксперт.
НЕ ДОВОДИ ДО ПРЕДЕЛА
Руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов соглашается, что антироссийские силы по обе стороны Атлантики пока не достигли предела ограничений в отношении России. "Они могут еще принимать некоторые санкции, — уточняет собеседник "Прайма". — Например, в сфере IT. Попытаться отключить нашу систему смартфонов, лишить возможности использовать операционную систему Windows, они также могут запретить российским гражданам перемещаться в недружественные страны, запретить любые контакты с любыми российскими фирмами и гражданами".
Мешает лишь тот факт, что Евросоюз, будучи главным "ударным подразделением" в санкционной войне, тяжести этой самой войны не выдержал, считает Колташов. "И зимой его ожидают тяжелые последствия собственных санкций, — говорит специалист. — В этом смысле, имея в арсенале еще некоторое количество мер, "коллективный Запад" начинает чувствовать истощение".
Эксперт допускает, что США с удовольствием позволили бы Евросоюзу и Великобритании ввести такие радикальные санкции против России, которые наносили бы ущерб европейским "партнерам", но не самим Штатам. Ущемлять интересы американских компаний, особенно в условиях высокой инфляции в США, конечно, не входит в их планы. "Но в Евросоюзе начинают расти недовольство, инфляция неконтролируема. Безумно выросли цены на энергоресурсы, начинает сокращаться производство", — указал Колташов.
Эта ситуация отчасти выгодна Соединенным Штатам, поскольку ослабляет Евросоюз как их главного политического конкурента в Старом Свете — в ослабленном виде соревноваться в силе и мощи с заокеанскими "друзьями" он уже не сможет. Однако набирающий обороты масштабный кризис может привести к резким политическим изменениям в странах ЕС, поскольку уже можно говорить о крахе среднего класса в целом ряде стран Европы, указывает эксперт.