Найти в Дзене
От Байкала до Амура...

Плач красавицы Китая на брегах Байкала (начало)

Я вот недавно посетила остров Ольхон, написав несколько постов на своём канале. Кто-то читал, а вот Вячеслав Майер даже вспомнил о том, как долго искал след китайцев на берегах Байкала!

И ведь нашёл! «То, о чём я пишу, имеет многотысячную историю. Она связана с Байкалом, Иркутском, Кайской горой, работой в архивах МИДа и настойчивостью, с которой я искал сведения в Китае (Пекине и Тайбэе), России, в библиотеках Иркутска, Москвы», - пишет он в предисловии к своей публикации.

Заранее прошу прощения у автора, что не могу опубликовать это историческое произведение полностью (не тот формат).

Не знала, что этот остров посещала одна их самых красивейших женщин Китая
Не знала, что этот остров посещала одна их самых красивейших женщин Китая

В 1956 году мне исполнилось 14 лет, и я поступил в Иркутский строительный техникум транспортного строительства на отделение «Промышленное и гражданское строительство».

В техникуме сохранилась изнурительная для меня (младшего в группе) военная подготовка. Она проводилась на стадионе «Локомотив», на Кайской горе города Иркутска.

Преподаватель физкультуры В.Я. Собченко, бывший военрук, не делал никаких скидок, гоняя до изнурения. И, представляете, радость - футбол отменяется! Когда ставили новые деревянные футбольные ворота на поле и копали под них ямы, то обнаружили там кости человека!

Алексей Павлович Окладников. Фото из открытых источников
Алексей Павлович Окладников. Фото из открытых источников

А в Иркутск как раз заехал к маме известный уже в то время археолог А.П. Окладников. Его пригласили на стадион и будущий академик, пуганный репрессиями 1937-го года (в 1919 году на Байкале расстреляли его отца-белогвардейца), но прекрасно знавший «все кости» Иркутска, изрёк, останки современные, китайские, им лет 400, интереса для науки не представляют.

Наступили новые времена. В Китае - «культурной революции с хунвейбинами», у нас - борьбой с китайским ревизионизмом и запретом упоминать о китайцах в истории Сибири.

У автора немало литературы, которую сейчас днём с огнём не сыщешь
У автора немало литературы, которую сейчас днём с огнём не сыщешь

Рос я в семье, где отдыхом считали всё то, что не связано с физическим трудом, им зарабатывали на жизнь. Мне, студенту ИГУ, секретарь Иркутского общества «Знание» Г.И. Боровский предложил «работу». Нужно было читать лекции «О международном положении» в колхозах Усть-Ордынского Бурятского округа.

С командировкой всё, как положено. «Путёвки лекционные заполняй, ставь печати колхозов, но знай, что у них нет денег, а я найду тебе оплату по линии других «богатых» организаций». На командировочные в сельской местности прожить было можно. Дело происходило летом 1963 года.

В Усть-Орде, в тамошнем отделении общества «Знание», составили маршрут. В колхозах меня ждал «царский приём»- свежее молоко, хлеб, лекции от «дойки к дойке», сон в шестистенных деревянных юртах. Со всеми тамошними удобствами внутри - костром, котелком с чаем, мясным бульоном.

Ночевал и в Базое в «Доме приезжих», единственном на весь район, и то потому, что там была женская колония. Между дойками я не сидел без дела и принимал участие в кошении травы, доении коров (под юмор девушек - буряток) и чистке лопатами утугов (особые сенокосные угодья).

Вячеслав Майер именно с ней вёл умные беседы за вечерним чаем
Вячеслав Майер именно с ней вёл умные беседы за вечерним чаем

В «Доме приезжих» вечерами под чай с печеньем вёл беседы с человеком замечательным - Надеждой Осиповной Шаракшиновой. Филолог ездила по улусам и записывала бурятский фольклор. Она поведала мне крамолу о том, что «утуги» - китайское внедрение XV-XVI веков в жизнь бурят. Китайцы не то пленённые монголами, не то сосланные Пекином за провинности на Байкал, научили их строить утуги в частичных запрудах на реках.

Надежда Шаракшинова нашла ссылки в фольклорных записях, а я позже в статьях первой сибирской частной газеты «Амур». Там их называли «китайскими канавами». Колония давала жизнь населению, которое работало в руководстве и охране заведения. Женщины занимались пошивкой одежды и ведением сельского хозяйства - обслуживанием стада коров, посадками овощей и картофеля.

В 70-х годах в этой колонии пребывала ленинградский писатель-диссидент Ю.Н. Вознесенская (1940-2015 годы жизни), автор интересной книжки «Женский декамерон». По территории колонии из реки Куды текли ручьи-утуги, которыми з/к в жаркое время охлаждали тело и ноги. От Н.О. Шаракшиновой я узнал о дворце, построенном на Енисее в первом столетии н.э. китайцами, о предметах и орудиях, которые вошли в жизнь русского и кочевого населения не только Сибири.

В следующей публикации – продолжение этой интересной истории.

Не пропустите!

Не забывайте о комментариях.