По итогам первого полугодия объем экспорта пиломатериалов вырос на 3,4% — до 13,4 млн кубометров. По данным «Рослесинфорга», положительную динамику обеспечил рост спроса на 8% в дружественных странах, которые традиционно являются основными покупателями. На них пришлось 72% российского экспорта пиломатериалов (9,6 млн кубометров). Из них Китай закупил более 6,5 млн кубометров, Узбекистан — более 976 тыс. кубометров продукции.
ЕС и США снизили объемы закупки почти на 7%, до 3,8 млн кубометров. Одним из лидеров по закупкам стал Сингапур (650 тыс. кубометров), который ранее не входил даже в десятку крупнейших импортеров.
В июле положительная динамика экспорта российских пиломатериалов, которая была отмечена в первом полугодии 2022 года, скорее всего, завершится.
Прежде всего это связано с тем, что с 10 июля в силу вступили санкции ЕС на импорт российской древесины и основных продуктов ее переработки. Исключение из санкций сделано только для мебели для сидения, сборных строительных конструкций, метилового спирта, целлюлозы (кроме полухимической и химико-механической), а также бумаги (кроме крафт-бумаги и крафт-картона). Помимо этого, США с конца июля вводят пошлину в 35% на импорт российской древесины, но она не коснется фанеры, кругляка, газетной бумаги, целлюлозы и гигиенических изделий.
Насколько растянется спад в отрасли, пока оценить сложно. Это зависит от того, как быстро компании смогут переориентировать экспорт на Ближний Восток и Азию. При этом Иран, Турция, Египет и ряд других ближневосточных и азиатских стран могут стать транспортными хабами как для экспорта российских товаров в третьи страны, так и для импорта товаров из недружественных стран в Россию.
Переориентация рынка сбыта в основном на юго-восточную Азию с учетом закупочных цен у потребителя и немалой долей транспортных издержек в совокупности с укрепившимся рублем может стать серьезной проблемой для экспортно ориентированных предприятий.
Чтобы поддержать компании в этот сложный период, Минпромторг заявил о запуске инструмента в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», который поможет снизить нагрузку на отечественных промышленников при выходе на международные рынки. Планируется, что в текущем году предельный уровень компенсации затрат на логистику не превысит 11% от стоимости продукции, а в 2023 году будет не более 25%. Определен максимальный размер субсидии — 500 млн рублей для одной компании.
Однако действие анонсированной меры не распространится на транспортировку круглого леса (ТН ВЭД 4403), пиломатериалов (4407), ОСП (4410), ДВП (4411) и фанеры (4412). По данным агентства WhatWood, по итогам 2021 года данная продукция принесла 62% выручки от экспорта российского ЛПК.
Участники рынка настроены пока пессимистично и прогнозируют двухзначное падение по таким продуктам, как пеллеты, щепа и фанера. Вероятно, произойдет сокращение объемов лесозаготовки, так как спрос со стороны деревообрабатывающих заводов на лесосырье сократится.
Важно отметить, что введенные ограничения лишили российских лесопромышленников не только экспорта, но и импорта, что также сказалось на состоянии отрасли.
Аналитики Института экономической политики им. Е. Т. Гайдара отметили, что в июле со стороны отечественных поставщиков обеспеченность сырьем, материалами и комплектующими возросла до 79%, а вот с импортными поставками ситуация наблюдается обратная: обеспеченность ими снизилась до 20% (в июне 2022 года она достигала 31%).
Впрочем, такой результат вполне ожидаем. Сегодня в лесопромышленном комплексе наблюдаются серьезные сложности с поставками. Если пищевая промышленность смогла довольно успешно «импортозаместить» иностранное сырье и материалы отечественными аналогами, то ЛПК столкнулся с проблемами.
По данным института, масштабы недостаточной обеспеченности предприятий леспрома импортными комплектующими и сырьем выросли до 60%, в то время как в июне этот показатель не превышал 38%.
В итоге нехватка сырья, комплектующих и материалов может стать одним из основных ограничений для роста производства.
Актуальные мировые и российские отраслевые новости, ключевые мероприятия сектора собраны в ежемесячном отраслевом дайджесте ЛПК.