Найти в Дзене
Друг Народа

Два комплекта гусениц для танка «Тигр» и ж/д габариты нестандартных грузов

Танк «Тигр» был грозной боевой машиной, но имел существенный конструктивный недостаток - из-за слишком большой массы он имел четыре ряда опорных катков в шахматном порядке с широкой гусеницей. Такая система опорных катков с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход, однако при эксплуатации в зимний период между катками набивалась грязь и снег, которые ночью замерзали, а к утру блокировали движение. Ну и, конечно, замена внутренних опорных катков требовала лишние операции по снятию нескольких внешних, если они были исправны. Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии Кроме того, танк имел два типа гусениц - «боевую» и «транспортировочную». «Тигр» на «боевой» гусенице шириной 725 мм оказывал давление на грунт 1,06 кг/см2. Это для танка массой 56 тонн довольно приемлемое значение, например, танк «Шерман» массой 30,3 тонны оказывал давление на грунт около 1 кг/см2, «Кромвель» Mk.VIII массой 28 тонн - около 1 кг/см2, Т-34-76 массой 28,5 тонн - 0,68 кг/см2, Т-34-85 ма

Танк «Тигр» был грозной боевой машиной, но имел существенный конструктивный недостаток - из-за слишком большой массы он имел четыре ряда опорных катков в шахматном порядке с широкой гусеницей. Такая система опорных катков с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход, однако при эксплуатации в зимний период между катками набивалась грязь и снег, которые ночью замерзали, а к утру блокировали движение. Ну и, конечно, замена внутренних опорных катков требовала лишние операции по снятию нескольких внешних, если они были исправны.

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Кроме того, танк имел два типа гусениц - «боевую» и «транспортировочную». «Тигр» на «боевой» гусенице шириной 725 мм оказывал давление на грунт 1,06 кг/см2. Это для танка массой 56 тонн довольно приемлемое значение, например, танк «Шерман» массой 30,3 тонны оказывал давление на грунт около 1 кг/см2, «Кромвель» Mk.VIII массой 28 тонн - около 1 кг/см2, Т-34-76 массой 28,5 тонн - 0,68 кг/см2, Т-34-85 массой 33 тонны - 0,8 кг/см2.

«Тигр», погруженный на платформу с «транспортировочными» гусеницами. «Боевые» гусеницы лежат под корпусом танка. Фото из открытых источников
«Тигр», погруженный на платформу с «транспортировочными» гусеницами. «Боевые» гусеницы лежат под корпусом танка. Фото из открытых источников

Такие замечательные результаты обошлись немцам очень большими неудобствами. Дело в том, что у танка «Тигр», как говорилось выше, была еще и «транспортировочная» гусеница шириной 520 мм. На транспортировочной гусенице «Тигр» оказывал давление на грунт уже 1,48 кг/см2, т. е. почти в 1,4 раза больше (на самом деле чуть меньше, т. к. снимались еще и один ряд опорных катков. Зачем снимать внешние катки - написано ниже).

«Тигр» на «транспортировочных» и «боевых» гусеницах. Фото из открытых источников
«Тигр» на «транспортировочных» и «боевых» гусеницах. Фото из открытых источников

Оказывается, что грозный «Тигр» затруднительно было транспортировать на «боевых» гусеницах по европейским железным дорогам из-за того, что ширина «Тигра» выпирала за габариты и он мог задеть встречные поезда (особенно на сортировочных станциях), платформы, тоннели и прочую ж/д инфраструктуру. Ширина «Тигра» (по гусеницы, т. е. без боковых «крыльев») составляла 3547 мм, в то время как стандарт европейских железных дорог допускал максимальную ширину в 3150 мм. Теоретически перевозка негабаритных грузов, конечно, была возможна, но она связана с сильным затруднением перевозки - ограничение встречного движения, снижение скорости подвижного состава, устранение препятствий (зависит от степени негабаритности). На «транспортировочных» же гусеницах габарит танка определялся корпусом и танк вписывался в европейскую систему железных дорог без ограничений (3547 - 410 = 3137 мм).

Получается, что перевозка по железной дороге танкового батальона «Тигров» для немецких танкистов была целой морокой - необходимо было снять широкие гусеницы, потом снять один ряд внешних опорных катков - 4 штуки с каждого борта, потом натянуть узкие гусеницы. Норма на смену гусениц составляла 25 минут (!), но реально такая операция составляла намного больше - несколько часов.

«Тигры» транспортируются с «боевыми» гусеницами на специализированных 6-осных платформах. Фото из открытых источников
«Тигры» транспортируются с «боевыми» гусеницами на специализированных 6-осных платформах. Фото из открытых источников

Причем все это (широкую гусеницу и 8 внешних опорных катков с двух бортов) надо было еще и перевезти по той же ж/д дороге вместе с танками. Кстати, цеплять подряд специально созданные для перевозки «Тигров» шестиосные (!) ж/д платформы подряд было нельзя из-за ненадежности большинства мостов. Это, кстати, растягивало эшелон с «Тиграми» и затрудняло перевозки «тигрового» тяжелого танкового батальона.

Ну и было большое неудобство в том смысле, что подразделения танкового батальона должны были таскать с собой «транспортировочные» гусеницы, для того, чтобы была возможность вовремя посадить танки на «железку».

«Боевая» гусеница «Тигра». Фото из открытых источников
«Боевая» гусеница «Тигра». Фото из открытых источников

Кстати, ходовая часть «Тигра» конструкции Порше не требовала смены гусениц при транспортировке по железной дороге.

Аналогичная ситуация с заменой гусеницы возникла и с «Королевским Тигром», который имел ширину «боевых» гусениц 800 мм, а транспортных - 660 мм. «Транспортные» траки гусеницы «Королевского Тигра» были аналогичными траками от «боевой» гусеницы «Пантеры» (не часто немцы что-то унифицировали). Следует отметить, что «Пантера» была «узким» танком, для которого не требовалось применять «транспортные» гусеницы.

Конечно, «Тигр» мог вести бой и на «транспортировочных» гусеницах, правда, только вдоль дорог или на хорошем грунте. Так же он мог транспортироваться и на «боевых» гусеницах на небольшие расстояния, если было известно, что он не заденет ж/д инфраструктуру (такие фото имеются), как негабаритный груз, но это могло происходить только в полной уверенности о ж/д пути.

«Тигр», погруженный на платформу с «транспортировочными» гусеницами. Рядом с танком лежат внешние опорные катки. Фото из открытых источников
«Тигр», погруженный на платформу с «транспортировочными» гусеницами. Рядом с танком лежат внешние опорные катки. Фото из открытых источников

Может возникнуть вопрос - а как было с габаритами советских железных дорог, ведь они шире и может «Тигр» на оккупированной советской территории не «переобували»? Известно, что европейская колея составляла 1435 мм, а советская - 1534 мм, может зона габарита погрузки в нашей стране шире? Оказывается, советская габаритная ширина составляла 3414 мм, что было шире аналогичных европейских норм (напомню - 3150 мм), но было недостаточно для габаритной транспортировки «Тигра», который был шире (3547 мм).

Таким образом, ситуация сохранилась - или «переобувай» танк, или двигай его в «боевых» гусеницах как негабаритный груз «со всеми вытекающими» прелестями - встречные поезда будут пережидать на ответвлениях, что будет тормозить общий грузопоток и проч.

Советские нормы ж/д габарита сохранились еще с царских аналогичных норм. В 1934 г. был расширен габарит приближенных строений для негабаритных грузов. Изображение из открытых источников
Советские нормы ж/д габарита сохранились еще с царских аналогичных норм. В 1934 г. был расширен габарит приближенных строений для негабаритных грузов. Изображение из открытых источников

А как же советские танки? Тяжелый танк КВ-1 имел ширину 3320 мм, КВ-1с - 3250 мм, Т-35 - 3200 мм, ИС-1 и ИС-2 - 3070 мм, средний Т-34 имел ширину - 3000 мм и т. д. Как видно, наши танки прекрасно вписывались в стандартные габариты советских железных дорог, а танки ИС еще и в европейские. Американские танки "Шерман" были еще уже - 2616 мм.

Возможно кто-то может подумать, что история с неудобной «переобувкой» «Тигров» была случайностью, а в остальном немецкая инженерная мысль была на высоте. Как бы не так. Был у немцев еще такой опытный сверхтяжелый танк «Маус», который весил 188 т (напомним, что «Тигр» имел массу 57 т, а «Королевский Тигр» - 68 т). Ходовые испытания «Мауса» начались в мае 1943 г. и вскоре последовал заказ в 150 танков! Правда, из-за затягивания испытаний такой большой военный заказ уже в октябре 1943 г. был отменен. Но... танк «Маус» был негабаритным, имел ширину 3670 мм и не предусматривал "переобувку" в узкие гусеницы. Т. е. перевозка к линии фронта даже нескольких десятков таких танков могла серьезно застопорить ж/д движение, как в Европе, так и на оккупированных советских территориях...

Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз

#танки #тигр #королевский тигр #вторая мировая война #великая отечественная война #зона погрузки #жд габариты #ww2 #европейская колея #танк маус

Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии

Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским

Другие публикации про танки - Все «косяки» немецкого тяжелого танка «Тигр»

Полный швах в немецком танковом производстве - часть 3

Немецкий танк «Тигр» - тянем его, потянем, вытянуть не можем

Необычное руководство по эксплуатации танка "Тигр"