Танк «Тигр» был грозной боевой машиной, но имел существенный конструктивный недостаток - из-за слишком большой массы он имел четыре ряда опорных катков в шахматном порядке с широкой гусеницей. Такая система опорных катков с торсионной подвеской обеспечивала плавный ход, однако при эксплуатации в зимний период между катками набивалась грязь и снег, которые ночью замерзали, а к утру блокировали движение. Ну и, конечно, замена внутренних опорных катков требовала лишние операции по снятию нескольких внешних, если они были исправны.
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Кроме того, танк имел два типа гусениц - «боевую» и «транспортировочную». «Тигр» на «боевой» гусенице шириной 725 мм оказывал давление на грунт 1,06 кг/см2. Это для танка массой 56 тонн довольно приемлемое значение, например, танк «Шерман» массой 30,3 тонны оказывал давление на грунт около 1 кг/см2, «Кромвель» Mk.VIII массой 28 тонн - около 1 кг/см2, Т-34-76 массой 28,5 тонн - 0,68 кг/см2, Т-34-85 массой 33 тонны - 0,8 кг/см2.
Такие замечательные результаты обошлись немцам очень большими неудобствами. Дело в том, что у танка «Тигр», как говорилось выше, была еще и «транспортировочная» гусеница шириной 520 мм. На транспортировочной гусенице «Тигр» оказывал давление на грунт уже 1,48 кг/см2, т. е. почти в 1,4 раза больше (на самом деле чуть меньше, т. к. снимались еще и один ряд опорных катков. Зачем снимать внешние катки - написано ниже).
Оказывается, что грозный «Тигр» затруднительно было транспортировать на «боевых» гусеницах по европейским железным дорогам из-за того, что ширина «Тигра» выпирала за габариты и он мог задеть встречные поезда (особенно на сортировочных станциях), платформы, тоннели и прочую ж/д инфраструктуру. Ширина «Тигра» (по гусеницы, т. е. без боковых «крыльев») составляла 3547 мм, в то время как стандарт европейских железных дорог допускал максимальную ширину в 3150 мм. Теоретически перевозка негабаритных грузов, конечно, была возможна, но она связана с сильным затруднением перевозки - ограничение встречного движения, снижение скорости подвижного состава, устранение препятствий (зависит от степени негабаритности). На «транспортировочных» же гусеницах габарит танка определялся корпусом и танк вписывался в европейскую систему железных дорог без ограничений (3547 - 410 = 3137 мм).
Получается, что перевозка по железной дороге танкового батальона «Тигров» для немецких танкистов была целой морокой - необходимо было снять широкие гусеницы, потом снять один ряд внешних опорных катков - 4 штуки с каждого борта, потом натянуть узкие гусеницы. Норма на смену гусениц составляла 25 минут (!), но реально такая операция составляла намного больше - несколько часов.
Причем все это (широкую гусеницу и 8 внешних опорных катков с двух бортов) надо было еще и перевезти по той же ж/д дороге вместе с танками. Кстати, цеплять подряд специально созданные для перевозки «Тигров» шестиосные (!) ж/д платформы подряд было нельзя из-за ненадежности большинства мостов. Это, кстати, растягивало эшелон с «Тиграми» и затрудняло перевозки «тигрового» тяжелого танкового батальона.
Ну и было большое неудобство в том смысле, что подразделения танкового батальона должны были таскать с собой «транспортировочные» гусеницы, для того, чтобы была возможность вовремя посадить танки на «железку».
Кстати, ходовая часть «Тигра» конструкции Порше не требовала смены гусениц при транспортировке по железной дороге.
Аналогичная ситуация с заменой гусеницы возникла и с «Королевским Тигром», который имел ширину «боевых» гусениц 800 мм, а транспортных - 660 мм. «Транспортные» траки гусеницы «Королевского Тигра» были аналогичными траками от «боевой» гусеницы «Пантеры» (не часто немцы что-то унифицировали). Следует отметить, что «Пантера» была «узким» танком, для которого не требовалось применять «транспортные» гусеницы.
Конечно, «Тигр» мог вести бой и на «транспортировочных» гусеницах, правда, только вдоль дорог или на хорошем грунте. Так же он мог транспортироваться и на «боевых» гусеницах на небольшие расстояния, если было известно, что он не заденет ж/д инфраструктуру (такие фото имеются), как негабаритный груз, но это могло происходить только в полной уверенности о ж/д пути.
Может возникнуть вопрос - а как было с габаритами советских железных дорог, ведь они шире и может «Тигр» на оккупированной советской территории не «переобували»? Известно, что европейская колея составляла 1435 мм, а советская - 1534 мм, может зона габарита погрузки в нашей стране шире? Оказывается, советская габаритная ширина составляла 3414 мм, что было шире аналогичных европейских норм (напомню - 3150 мм), но было недостаточно для габаритной транспортировки «Тигра», который был шире (3547 мм).
Таким образом, ситуация сохранилась - или «переобувай» танк, или двигай его в «боевых» гусеницах как негабаритный груз «со всеми вытекающими» прелестями - встречные поезда будут пережидать на ответвлениях, что будет тормозить общий грузопоток и проч.
А как же советские танки? Тяжелый танк КВ-1 имел ширину 3320 мм, КВ-1с - 3250 мм, Т-35 - 3200 мм, ИС-1 и ИС-2 - 3070 мм, средний Т-34 имел ширину - 3000 мм и т. д. Как видно, наши танки прекрасно вписывались в стандартные габариты советских железных дорог, а танки ИС еще и в европейские. Американские танки "Шерман" были еще уже - 2616 мм.
Возможно кто-то может подумать, что история с неудобной «переобувкой» «Тигров» была случайностью, а в остальном немецкая инженерная мысль была на высоте. Как бы не так. Был у немцев еще такой опытный сверхтяжелый танк «Маус», который весил 188 т (напомним, что «Тигр» имел массу 57 т, а «Королевский Тигр» - 68 т). Ходовые испытания «Мауса» начались в мае 1943 г. и вскоре последовал заказ в 150 танков! Правда, из-за затягивания испытаний такой большой военный заказ уже в октябре 1943 г. был отменен. Но... танк «Маус» был негабаритным, имел ширину 3670 мм и не предусматривал "переобувку" в узкие гусеницы. Т. е. перевозка к линии фронта даже нескольких десятков таких танков могла серьезно застопорить ж/д движение, как в Европе, так и на оккупированных советских территориях...
Если статья понравилась «ставим палец вверх». Если нет, то может повезет в другой раз
#танки #тигр #королевский тигр #вторая мировая война #великая отечественная война #зона погрузки #жд габариты #ww2 #европейская колея #танк маус
Друзья, активнее записываемся на канал и оставляем комментарии
Автор ни коим образом не навязывает никакой идеологии и материал также не является пропагандистским
Другие публикации про танки - Все «косяки» немецкого тяжелого танка «Тигр»
Полный швах в немецком танковом производстве - часть 3
Немецкий танк «Тигр» - тянем его, потянем, вытянуть не можем