Всем очередной привет!
Да, сегодня опять о наболевшем – о зарплатах учителей. Но не о том, что их нужно поднимать, а о том, зачем.
В ходе очередной дискуссии с друзьями пришли к интересному вопросу: а может быть Министерство просвещения просто не знает, зачем учителям деньги? Вот сегодня я постараюсь нашему высшему руководству это представить. Чего не найдёте – пишите в комментариях.
Важно (!!!): ниже представлено мнение учителя из провинциального города, оно не отражает (и не может) всей ситуации в стране.
Вот теперь погнали. По пунктам, как обычно:
1) Министерство наше профильное постоянно говорит о необходимости качественного образования, о том, что нужно постоянно проходить курсы повышения квалификации. Мы их конечно же проходим: вместо работы (а она копится) или после неё (в ущерб личному времени). Часто это всё делается «для галочки». Вспомните, сколько курсов из пройденных / прослушанных вами, реально вас чему-то научили? Я за 7 лет работы в школе уже успел пройти пару десятков курсов; реально чему-то научился только на двух, только проходил их на сторонних ресурсах, не в ЦНППМ и не в ИРО. Да, есть курсы, на которых научат что-то делать, только такие курсы стоят денег; никто денег вам на них не даст. А если зарплаты хватает только на то, чтобы сводить концы с концами, то реально чему-то учиться придётся только самому и методом проб и ошибок и в ущерб собственному здоровью и личному времени.
2) Столько интересной «движухи» стало появляться для учителей. То в одном городе, то в другом. Езди – просвещайся, общайся с коллегами, обменивайся опытом. Даже школьная администрация смотрит на это позитивно. Вот только ехать чаще всего придётся за свой счёт или оплачивать самому с дальнейшей (не всегда полной) компенсацией. Весной этого (2022) года в Гатчине проходил Всероссийский форум молодых педагогов. Приглашалось по три представителя от региона. От нашего (как и от многих других) поехал один, потому что билеты и проживание нужно было оплачивать сразу (а компенсировали потом), позволить это себе обычный учитель может далеко не всегда. Тут вообще до смешного дошло общался с педагогом, который будет представлять свой регион на всероссийском этапе конкурса «Учитель года». Затраты на конкурс, который ещё даже не начался, уже составили почти 90 тысяч: новый костюм, проживание в двух гостиницах, перелёты и по мелочи. Значительную часть, конечно, потом компенсируют, но деньги выложить-то нужно уже сейчас. Я так посмотрел на свою зарплату за прошлый год – это зарплата почти за четыре месяца. Отпускные с зарплатой за июнь составили меньше, чем такая сумма. Слова есть, но не вписываются в рамки цензуры.
3) Не будет качественного образования, пока у учителя не будет времени качественно к урокам готовиться. А появится оно только тогда, когда у него появится для этого время. А пока с учительской зарплатой (за оклад ниже прожиточного минимума) приходится набирать много часов и прочей нагрузки для того, чтобы с голоду не помереть и за квартиру чем-то заплатить. На что ещё учитель мог бы потратить время, если бы оно у него было (кроме отдыха, конечно)? На продвижение своего передового опыта (такое бывает), на выход на большую аудиторию. Через создание интересного видео-/аудио- и текстового контента для широкой аудитории. Вот только в таком случае министерство увидит такого учителя, о котором мечтает уже много лет: интересного, грамотного, креативного, готового к новым проектам и идеям (потому что у него будет на это время).
4) Учитель должен быть эрудированным, с широким кругозором? Конечно! По себе, конечно, людей не судят, но я для примера. С учетом того, сколько я читаю, четверть моей нынешней зарплаты придётся тратить только на книги (если их покупать). А покупать порой приходится, потому что даже в Интернете есть не всё. А эрудированность, как и кругозор только прочитанными книгами не исчисляются. Фильмы, книги, путешествия (хотя бы по стране), выставки, музеи и прочее – это всё требует не только денег, но и времени, которого нет, если у тебя две ставки или больше + классное руководство.
5) Финансовая успешность человека, как правило, говорит в том числе о том, что он из себя представляет. Да, исключения бывают. И эти исключения в последнее время стали играть заметную роль. Чтобы быть в курсе того, чем живёт современный подросток, приходится не только с ними общаться, но и смотреть тот же контент, что и они. И порой это полный П…, товарищи. Особенно некоторые (далеко не все) блогеры, не способные двух слов внятно сказать хоть о чём-то. А они кумиры для сотен тысяч и миллионов. Они добились финансового успеха, порой не получив (или еще не получив) даже среднего образования. И для ученика – это пример для подражания; потому что деньги, успех и популярность, а образование вообще не нужно. Убедить в обратном бывает ой как не просто порой, особенно если ты учитель, который несколько лет ходит в одном и том же костюме, просто потому что денег нет на новый. О каком престиже может идти речь?
6) Много в последние годы стали говорить о том, что нам надо возрождать педагогические династии. В роду у меня были учителя. Но своим детям я профессию учителя рекомендовать не буду, если ситуация, конечно, не поменяется. Я, конечно, за то, чтобы нести светлое, доброе и вечное (всеми руками и ногами). Но я не хочу, чтобы мои дети видели своих только по часу перед сном, потому что всё остальное время на работе или за работой. А иначе не прожить. Сколько разговоров о том, как школа должна воспитывать, а учительских детей кто будет воспитывать. Ладно, если бы я один такой в коллективы был. Все коллеги, кто не на пенсии, как рабы на галерах, потому что семью кормить надо.
Если что-то забыл, добавляйте. Подписывайтесь на канал. Вместе будем давить на больные места нашей системы, может компетентные люди наконец-то займутся лечением причин, а не симптомов.