Рассказываем, что такое подписки, когда они появились и действительно ли помогают экономить
Зачем нужна подписка
Подписка — это что-то вроде абонемента на товары и услуги. По подписке можно получить доступ к музыке, фильмам и книгам, еду, уборку, даже одежду. Или скидку на дорогие товары — авиаперелеты и автомобили.
Одни подписки действительны в пределах конкретного сервиса или магазина, а другие распространяются на несколько. Например, подписка на сервис электронных книг дает возможность читать и качать книги только на этом сервисе. А подписка на агрегатор доставок еды разрешает пользоваться опциями во многих ресторанах и кафе.
Кажется, это что-то совсем современное?
Нет, бизнес-модель подписки появилась в XVII веке в Англии. Изначально ей пользовались издательства — можно было подписаться на книги и газеты и получать новый выпуск каждую неделю. Это было удобнее, а главное — дешевле, чем покупать каждый номер по отдельности.
Во второй половине XX века формат подписок распространился на театры, телевидение, спортивные клубы, и сегодня они есть почти во всех сферах.
Интересно, что подписка — продукт капитализма. Но при этом она опровергает одну из основных капиталистических моделей — чтобы пользоваться вещью, нужно непременно владеть ей. Например, если подписаться на телефон (а такое тоже есть – например, подписка МТС Upgrade), то вы будете платить за него ежемесячный взнос и пользоваться всеми его опциями. А потом сможете либо отдать этот телефон в магазин и взять по подписке новый, либо выкупить и владеть им постоянно. Во всех случаях телефон ваш, но по подписке вроде и не совсем ваш. Хотя и ваш. Такой вот телефон Шрёдингера.
На что можно подписаться, кроме телефона?
На что угодно. В России можно оформить подписку:
● на контент — музыку, фильмы, книги, лекции, видео (например, с тренировками или кулинарными рецептами);
● на софт — программы для художников, дизайнеров, программистов, авторов;
● на услуги — клининг, такси, шиномонтаж;
● на одежду — есть сервисы, которые с определенной регулярностью присылают пользователю базовые предметы гардероба;
● на косметику, доставку продуктов и готовых блюд, гаджеты, бытовую технику, товары для животных;
● развивается формат подписок даже на рынках недвижимости и автомобилей.
Одни из самых популярных подписок — на контент. Так, подписка МТС PREMIUM включает в себя 50 ГБ мобильного интернета, доступ к музыке, онлайн-кинотеатру, 512 ГБ в облачном хранилище. В качестве дополнительных плюшек — 5% кешбэка при оплате картой MTS Cashback в супермаркетах, до 20% кешбэка каждый месяц на внутренние сервисы, а еще премиальное (то есть без очереди и долгого ожидания) обслуживание в офисах и колл-центрах МТС.
Так есть ли выгода?
Есть. Подписка экономит время. Нужно один раз выбрать, ввести данные карты и всё — раз в месяц или с другой периодичностью сервис будет списывать платеж.
Например, есть подписка МТС Доступ. У нее фиксированный ежемесячный платеж, в который входят звонки по России, СМС, интернет и защита от спам-звонков, и не нужно проверять, сколько осталось минут или гигабайтов, и тратить на это свое время.
А еще можно сэкономить деньги. Как правило, цена товаров и услуг по подписке существенно ниже, чем цена аналогов при стандартной покупке.
Разберемся на примере
Маша активно пользуется смартфоном. Она чатится с друзьями в мессенджерах, созванивается с родными, ведет блог о здоровом питании в соцсетях, читает книги, слушает музыку и смотрит фильмы на телефоне. Когда-то Маша платила за всё отдельно — за интернет, мобильную связь, развлечения и т. д. Маша посчитала, что тратила на это 2300 рублей каждый месяц.
А потом она узнала о подписке у своего провайдера. Она изучила опции и выбрала оптимальный для себя пакет за 1138 рублей. Маша по-прежнему смотрит много фильмов и слушает все новые альбомы, только теперь каждый месяц она экономит 1162 рубля. А в год — 13 944 рубля.
Где подводные камни?
Есть и минус у подписок — риск получить лишнее. Часто так получается при подписке на доставку еды: что-то можно не успеть съесть до окончания срока годности, что-то может просто не понравиться.
С контентом такая же история: сервис кабельного ТВ предлагает пакет, например, из 250 каналов. Среди них пользователя заинтересуют только 50, а платить придется за все.
Но есть и классные подписки-конструкторы, которые учитывают это: в них можно выбирать пакеты и отдельные услуги. У МТС есть подписка НЕТАРИФ. В нее входят интернет, минуты, СМС, мессенджеры, музыка, кино и прочие сервисы экосистемы МТС. Настраивать пакеты можно как угодно, так что если вам не нужно 15 ГБ интернета в месяц, то и переплачивать за них не придется.
Как еще можно сэкономить на подписках
Подписки выгодны сами по себе, но на них можно еще и сэкономить. Например, в НЕТАРИФ чем больше берешь интернета и минут, тем меньше — 1 рубль или вообще бесплатно — будут стоить фильмы, музыка, мессенджеры и прочие опции.
● Еще можно покупать подписки со скидкой.
● Подождать распродажу перед праздниками или какой-то важной для компании даты.
● Или спросить у друга, который уже пользуется сервисом, есть ли у него промокод.
Также многие компании предлагают пробный период для новых подписчиков без оплаты: несколько дней, неделю или целый месяц. Так делает МТС PREMIUM: первые 30 дней можно пользоваться всеми возможностями подписки бесплатно.
Подписка — формат потребления, который соответствует нашему ритму жизни. Один раз позаботившись о подписках на важные для себя вещи, можно высвободить время для интересных занятий. И деньги получится сэкономить — это тоже приятно.