3,6K подписчиков

34.2 СМК без секретов. Управляем несоответствующей продукцией

1K прочитали
Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.

Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.

Как правило, несоответствующая продукция является частным случаем несоответствующих выходов следующих процессов:

а) «Управление производством» - при выявлении несоответствующей продукции внутри организации в результате реализации процедур процесса «Мониторинг и измерение продукции»;

б) «Мониторинг и измерение продукции» - при выявлении несоответствующей продукции потребителем.

В данной статье рассматриваем первый случай.

Как пишут буквари, целью управления несоответствующей продукцией является предотвращение непредназначенного использования или поставки такой продукции. Для управления целесообразно установить процедуру. По новому ГОСТ РВ 0015-002-2020 такая процедура не входит в «шесть обязательных» - кто помнит. Но, 10.2.2 указанного ГОСТ требует документированно отнестись к несоответствующей продукции, что означает создание СТО (инструкции, регламента).

Основными задачами вышеупомянутой процедуры могут быть:

  • - оперативное выявление и изоляция несоответствующей продукции от продукции, удовлетворяющей установленным требованиям;
  • - устранение несоответствия, повторная верификация;
  • - определение возможности санкционированного использования несоответствующей продукции заказчиком или новым потребителем и предупреждение повторного возникновения несоответствия.

Процедура управления несоответствующей продукцией может включать следующие этапы:

  • - выявление несоответствующей продукции;
  • - идентификация (регистрация - там, где уместно) факта выявления несоответствующей продукции;
  • - прекращение использования или поставки несоответствующей продукции путем её изоляции от годной;
  • - анализ (исследование) несоответствующей продукции с целью определения причин её появления, в том числе - анализ ранее выпущенной продукции;
  • - планирование и реализация необходимых коррекций, корректирующих действий (мер);
  • - принятие решения по дальнейшему использованию несоответствующей продукции (утилизация, переработка, дополнительная обработка и др.);
  • - представление информации о выявленных несоответствиях подразделениям-потребителям внутри организации (включая отдел продаж), а также - потребителю (при необходимости);
  • - повторная верификация для подтверждения соответствия требованиям.

Алгоритм реализации процедуры может выглядеть так.

Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.-2

Выявление несоответствующей продукции

Выявление продукции, не соответствующей установленным требованиям, осуществляется при проведении контроля качества на всех стадиях производства следующими категориями работников организации:

  • - исполнителями операций при самоконтроле качества изготовленной продукции (о выявленном несоответствии работник обязан сообщить непосредственному руководителю) согласно СТО ….;
  • - производственными мастерами при проверке качества продукции, изготовленной на руководимом участке, перед ее предъявлением на контроль работникам ОТК в соответствии с технологическим процессом согласно СТО ….;
  • - персоналом ОТК при проведении предъявительских испытаний согласно СТО ….;
  • - персоналом ОТК при техническом, операционном и приемочном контроле, ПСИ и приемке согласно СТО ….;
  • - представителями ВП при техническом, операционном контроле, приемо-сдаточных испытаниях и приемке согласно СТО ….;
  • - комиссией при проведении периодических испытаний согласно СТО ….;
  • - персоналом ТО (технологический отдел), ОТК и ВП при периодическом и летучем контроле соблюдения технологической дисциплины согласно СТО ..

Примечание – Несоответствия в закупленной продукции выявляются персоналом ОТК и ВП при проведении входного контроля (верификации) согласно СТО …..

Также выявление продукции, не соответствующей установленным требованиям, производится персоналом КО (ТО) до начала производства, при его планировании.

Выявление несоответствующей продукции в этом случае производится при анализе существующей технической документации и требований потребителя (согласно условиям контрактов (договоров) на поставку продукции в рамках ВТС или по ГОЗ). При выявлении несоответствующей продукции определяются варианты устранения несоответствия:

  • - корректировка действующего комплекта документации путем оформления извещений об изменении, предварительных извещений (если Ваша организация является разработчиком);
  • - оформление разрешений на отступление.
Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.-3

Варианты устранения несоответствия определяет главный инженер по согласованию с ВП (для ПВН).

Порядок оформления ИИ и ПИ установлен в СТО …..

Форма и правила заполнения разрешения на отступление установлены в приложении ….

Регистрация и учет разрешений на отступление ведется КО или ТО (по указанию главного инженера) в журнале, оформленном в соответствии с приложением ….

Действия с несоответствующей продукцией

В случае выявления несоответствующей продукции проводится анализ вида несоответствия, позволяющий в зависимости от дефекта:

  • - использовать продукцию по назначению с отступлением от заданных требований, согласованных с потребителем (заказчиком);
  • - провести ремонт (доработку) и в дальнейшем использовать по назначению;
  • - использовать продукцию в других целях;
  • - утилизировать продукцию.

В проведении анализа, как правило, участвуют:

  • - рабочий (исполнитель);
  • - мастер;
  • - руководитель производственного подразделения (ПП);
  • - представитель ОТК;
  • - представитель ВП;
  • - конструктор, технолог - при наличии конструкторского и (или) технологического дефекта.

Анализ с целью установления причины появления несоответствия проводится по программе исследования (приложение ****). Оформление программы исследования организовывает начальник техбюро цеха-изготовителя несоответствующей продукции. Срок оформления программы – 2 рабочих дня после выявления несоответствия.

Программа исследования, как правило, содержит:

  • - перечень действий, которые планируется предпринять для установления причины появления несоответствия (в некоторых случаях – для подтверждения несоответствия);
  • - исполнителей действий, сроки исполнения;
  • - вид отчетного документа.

Разрушающие методы исследования планируют в тех случаях, когда все остальные методы не привели к нужному результату.

В программе используются положения ГОСТ 27.310 (вот где пригодился!) применительно к анализу видов, последствий и критичности отказов (при наличии в ТУ требований по проведению такого анализа).

Программа исследования не оформляется в том случае, когда причина появления несоответствия может быть однозначно установлена без проведения дополнительных действий (например: несанкционированное воздействие на продукцию, ошибка исполнителя и т.д.).

При необходимости, по решению генерального директора, могут быть запланированы и проведены предупреждающие действия методом FMEA (СТО ….).

В случае, если работы по программе исследований не позволили установить причину, оформляется дополнение к программе, которым планируются дальнейшие работы.

По результатам исследований начальник техбюро цеха-изготовителя несоответствующей продукции оформляет отчетный документ, указанный в программе (отчет, акт анализа, решение и т.д.).

Наиболее распространенными причинами появления несоответствий являются:

  • - поступление в производство сырья, материалов, заготовок и комплектующих изделий, несоответствующих установленным требованиям;
  • - неадекватность или отсутствие документированных процедур (порядков действий, другой необходимой документированной информации (ДИнф));
  • - неадекватность или отсутствие управления процессами;
  • - ненадлежащая подготовка персонала;
  • - неадекватные условия работы.

Если причиной несоответствия явилось закупленная продукция, то проводятся работы согласно СТО ….

При обнаружении несоответствующей продукции в процессе производства проводится ее идентификация с помощью маркирования и выполнения отметки в сопроводительной документации о характере неисправности (дефекта) по СТО …..

Порядок изоляции, оформления, учета и анализа брака установлен СТО …...

При отсутствии влияния выявленных несоответствий на надежность, долговечность, взаимозаменяемость и эксплуатационные свойства продукции допускается оформлять документы, санкционирующие использование продукции по прямому назначению.

Такими документами могут быть: решение по использованию продукции и разрешение на отклонение.

Если несоответствие может повлиять на надежность и (или) функциональные характеристики продукции, установленные в контракте (договоре), обязательно согласование вышеуказанных документов с заказчиком.

Оформление вышеуказанных документов производят представители ПП, изготовившего несоответствующую продукцию.

Форма решения по использованию продукции с выявленными несоответствиями установлена в приложении …..

Форма и правила заполнения разрешения на отклонение установлены в приложении …..

Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.-4

Регистрация и учет разрешений на отклонение ведется представителем производства в журнале, оформленном в соответствии с приложением ….

Изделия с несоответствиями до принятия решения и оформления документов, принимаются на ответственное хранение производственным подразделением-изготовителем, при необходимости консервируются и хранятся в изоляторе брака или в специально отведенном месте на участке. Необходимость консервации определяет начальник КО или ТО по согласованию с ВП (для ПВН).

На изделиях (таре с деталями) закрепляется картонная бирка с надписью «До решения», подписанная руководителями ПП, ОТК, КО (ТО). Детали с несоответствиями укладываются (при возможности укладки) в ящик, который пломбируется ОТК и ВП (для ПВН).

Ответственность за организацию хранения несоответствующей продукции и оформление бирок возложена на ПП.

При отсутствии решения об использовании изделий (деталей) по прямому назначению, на данную продукцию, по указанию начальника ОТК, оформляется установленным порядком «Акт о браке» по СТО …..

Анализ ранее выпущенной продукции

В случаях, когда выявленные несоответствия являются систематическими и нет гарантий их отсутствия в ранее изготовленной продукции, принимается решение о повторной верификации имеющегося задела.

Повторная верификация задела деталей (изделий, узлов, полуфабрикатов и т.д.) проводится по решению руководителей КО, ОТК, ВП (для ПВН), а также на основании решений заседаний постоянно действующей комиссии по качеству.

Объем повторной верификации устанавливается вышеуказанными решениями.

Примечание ‒ Под заделом продукции обычно понимают все полностью или частично изготовленные, но не отгруженные на момент принятия решения, изделия.

Повторная верификация задела производится силами производства с последующим предъявлением ОТК и ВП (для ПВН).

Затраты на проведение этих работ относятся на себестоимость производства.

Решение по ранее отгруженной продукции принимается генеральным директором и начальником ВП (для ПВН), на основании результатов повторной верификации задела. Ежели попались несоответствия, то - шибко не повезло...

Устранение несоответствий

Несоответствующая продукция не сдается в изолятор брака и на нее не оформляется КВН - карта выявленных несоответствий (по СТО ….), если изделия могут быть исправлены в течение 24 часов самим рабочим, изготовившим несоответствующую продукцию, без дополнительной оплаты. Методика исправления должна быть регламентирована технологической документацией. ВАЖНО! Исправление может производиться только с разрешения руководителя ПП и должно исключать использование рабочего времени и технологического оборудования в ущерб производственной программе. А то весь завод будет ждать и терпеть убытки, пока бракодел исправит свой брак…

При отсутствии методики исправления в технологической документации, она может быть разработана в виде технологических указаний технологом ТО по указанию начальника ТО. Технологические указания согласовываются с КО, ОТК, ВП (для ПВН) и утверждаются главным инженером.

Порядок устранения несоответствий после оформления КВН установлен СТО ….

Повторное предъявление продукции ОТК и ВП (для ПВН) после устранения несоответствий производится в соответствии с СТО ….

Особенности действий с несоответствующей продукцией в зависимости от этапа, на котором выявлены несоответствия

Анализ и исследование несоответствий; необходимые коррекции, корректирующие действия (меры), принятие решения по дальнейшему использованию несоответствующей продукции и повторную верификацию для подтверждения соответствия требованиям, информирование подразделений (потребителей) о выявленных несоответствиях проводят в зависимости от этапа, на котором выявлены несоответствия:

  • - при проведении входного контроля закупленной продукции согласно СТО ….;
  • - при самоконтроле качества изготовленной продукции согласно СТО ….;
  • - при проверке качества продукции в соответствии с технологическим процессом согласно СТО …., СТО ….;
  • - при проведении периодических испытаний согласно СТО …;
  • - при периодическом и летучем контроле соблюдения технологической дисциплины согласно СТО …..

Принимаемые решения по несоответствующей ПВН подлежат согласованию с ВП.

Не забываем обязаловку – риски.

Критериями оценки процедуры управления несоответствующей продукцией могут быть:

  • - отсутствие фактов обнаружения в производстве ранее выявленной несоответствующей продукции;
  • - наличие оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной СТО.

Отчет об оценке процедуры начальник ОТК один раз в полгода (до 12 июня, до 12 декабря) оформляет согласно приложению …. Отчет ОТК направляет служебной запиской в бюро менеджмента качества для подготовки отчетных документов о функционировании СМК.

Также, для обеспечения необходимыми данными руководителей процессов и ответственных за процедуры, начальник ОТК один раз в полгода (до 10 июня, до 10 декабря – 2 дня зазор) организовывает отправку служебными записками сведений, о количестве выявленной несоответствующей продукции из-за несоответствий в реализации требований СТО (иначе откуда народ будет знать, что это его процесс или процедура привели к несоответствиям). Сведения направляются ответственным за процедуры, несоответствия реализации которых послужили причиной несоответствий продукции и руководителям процессов (указаны в СТО ….), в состав которых входят эти процедуры (при наличии факта вхождения).

Пример – Причиной выявленного несоответствия детали явился сбой станка из-за кратковременного прекращения подачи электроэнергии в цех. Сведения в этой ситуации направляются ответственному за процедуру, установленной СТО …. и руководителю процесса «Управление инфраструктурой».

Цели, содержание типового СТО 123456RW-194-2021 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующими результатами процессов. Управление несоответствующей продукцией» можно посмотреть здесь – кнопка «Подробнее».

Следующая статья – про изоляцию брака. Не пропустите.

Актуальный перечень ранее опубликованных статей (вопросов) со ссылками можно посмотреть/скачать.

26.08.2022