Продолжаем разбираться с несоответствующими выходами процессов. Сегодня препарируем несоответствующую продукцию.
Как правило, несоответствующая продукция является частным случаем несоответствующих выходов следующих процессов:
а) «Управление производством» - при выявлении несоответствующей продукции внутри организации в результате реализации процедур процесса «Мониторинг и измерение продукции»;
б) «Мониторинг и измерение продукции» - при выявлении несоответствующей продукции потребителем.
В данной статье рассматриваем первый случай.
Как пишут буквари, целью управления несоответствующей продукцией является предотвращение непредназначенного использования или поставки такой продукции. Для управления целесообразно установить процедуру. По новому ГОСТ РВ 0015-002-2020 такая процедура не входит в «шесть обязательных» - кто помнит. Но, 10.2.2 указанного ГОСТ требует документированно отнестись к несоответствующей продукции, что означает создание СТО (инструкции, регламента).
Основными задачами вышеупомянутой процедуры могут быть:
- - оперативное выявление и изоляция несоответствующей продукции от продукции, удовлетворяющей установленным требованиям;
- - устранение несоответствия, повторная верификация;
- - определение возможности санкционированного использования несоответствующей продукции заказчиком или новым потребителем и предупреждение повторного возникновения несоответствия.
Процедура управления несоответствующей продукцией может включать следующие этапы:
- - выявление несоответствующей продукции;
- - идентификация (регистрация - там, где уместно) факта выявления несоответствующей продукции;
- - прекращение использования или поставки несоответствующей продукции путем её изоляции от годной;
- - анализ (исследование) несоответствующей продукции с целью определения причин её появления, в том числе - анализ ранее выпущенной продукции;
- - планирование и реализация необходимых коррекций, корректирующих действий (мер);
- - принятие решения по дальнейшему использованию несоответствующей продукции (утилизация, переработка, дополнительная обработка и др.);
- - представление информации о выявленных несоответствиях подразделениям-потребителям внутри организации (включая отдел продаж), а также - потребителю (при необходимости);
- - повторная верификация для подтверждения соответствия требованиям.
Алгоритм реализации процедуры может выглядеть так.
Выявление несоответствующей продукции
Выявление продукции, не соответствующей установленным требованиям, осуществляется при проведении контроля качества на всех стадиях производства следующими категориями работников организации:
- - исполнителями операций при самоконтроле качества изготовленной продукции (о выявленном несоответствии работник обязан сообщить непосредственному руководителю) согласно СТО ….;
- - производственными мастерами при проверке качества продукции, изготовленной на руководимом участке, перед ее предъявлением на контроль работникам ОТК в соответствии с технологическим процессом согласно СТО ….;
- - персоналом ОТК при проведении предъявительских испытаний согласно СТО ….;
- - персоналом ОТК при техническом, операционном и приемочном контроле, ПСИ и приемке согласно СТО ….;
- - представителями ВП при техническом, операционном контроле, приемо-сдаточных испытаниях и приемке согласно СТО ….;
- - комиссией при проведении периодических испытаний согласно СТО ….;
- - персоналом ТО (технологический отдел), ОТК и ВП при периодическом и летучем контроле соблюдения технологической дисциплины согласно СТО ..
Примечание – Несоответствия в закупленной продукции выявляются персоналом ОТК и ВП при проведении входного контроля (верификации) согласно СТО …..
Также выявление продукции, не соответствующей установленным требованиям, производится персоналом КО (ТО) до начала производства, при его планировании.
Выявление несоответствующей продукции в этом случае производится при анализе существующей технической документации и требований потребителя (согласно условиям контрактов (договоров) на поставку продукции в рамках ВТС или по ГОЗ). При выявлении несоответствующей продукции определяются варианты устранения несоответствия:
- - корректировка действующего комплекта документации путем оформления извещений об изменении, предварительных извещений (если Ваша организация является разработчиком);
- - оформление разрешений на отступление.
Варианты устранения несоответствия определяет главный инженер по согласованию с ВП (для ПВН).
Порядок оформления ИИ и ПИ установлен в СТО …..
Форма и правила заполнения разрешения на отступление установлены в приложении ….
Регистрация и учет разрешений на отступление ведется КО или ТО (по указанию главного инженера) в журнале, оформленном в соответствии с приложением ….
Действия с несоответствующей продукцией
В случае выявления несоответствующей продукции проводится анализ вида несоответствия, позволяющий в зависимости от дефекта:
- - использовать продукцию по назначению с отступлением от заданных требований, согласованных с потребителем (заказчиком);
- - провести ремонт (доработку) и в дальнейшем использовать по назначению;
- - использовать продукцию в других целях;
- - утилизировать продукцию.
В проведении анализа, как правило, участвуют:
- - рабочий (исполнитель);
- - мастер;
- - руководитель производственного подразделения (ПП);
- - представитель ОТК;
- - представитель ВП;
- - конструктор, технолог - при наличии конструкторского и (или) технологического дефекта.
Анализ с целью установления причины появления несоответствия проводится по программе исследования (приложение ****). Оформление программы исследования организовывает начальник техбюро цеха-изготовителя несоответствующей продукции. Срок оформления программы – 2 рабочих дня после выявления несоответствия.
Программа исследования, как правило, содержит:
- - перечень действий, которые планируется предпринять для установления причины появления несоответствия (в некоторых случаях – для подтверждения несоответствия);
- - исполнителей действий, сроки исполнения;
- - вид отчетного документа.
Разрушающие методы исследования планируют в тех случаях, когда все остальные методы не привели к нужному результату.
В программе используются положения ГОСТ 27.310 (вот где пригодился!) применительно к анализу видов, последствий и критичности отказов (при наличии в ТУ требований по проведению такого анализа).
Программа исследования не оформляется в том случае, когда причина появления несоответствия может быть однозначно установлена без проведения дополнительных действий (например: несанкционированное воздействие на продукцию, ошибка исполнителя и т.д.).
При необходимости, по решению генерального директора, могут быть запланированы и проведены предупреждающие действия методом FMEA (СТО ….).
В случае, если работы по программе исследований не позволили установить причину, оформляется дополнение к программе, которым планируются дальнейшие работы.
По результатам исследований начальник техбюро цеха-изготовителя несоответствующей продукции оформляет отчетный документ, указанный в программе (отчет, акт анализа, решение и т.д.).
Наиболее распространенными причинами появления несоответствий являются:
- - поступление в производство сырья, материалов, заготовок и комплектующих изделий, несоответствующих установленным требованиям;
- - неадекватность или отсутствие документированных процедур (порядков действий, другой необходимой документированной информации (ДИнф));
- - неадекватность или отсутствие управления процессами;
- - ненадлежащая подготовка персонала;
- - неадекватные условия работы.
Если причиной несоответствия явилось закупленная продукция, то проводятся работы согласно СТО ….
При обнаружении несоответствующей продукции в процессе производства проводится ее идентификация с помощью маркирования и выполнения отметки в сопроводительной документации о характере неисправности (дефекта) по СТО …..
Порядок изоляции, оформления, учета и анализа брака установлен СТО …...
При отсутствии влияния выявленных несоответствий на надежность, долговечность, взаимозаменяемость и эксплуатационные свойства продукции допускается оформлять документы, санкционирующие использование продукции по прямому назначению.
Такими документами могут быть: решение по использованию продукции и разрешение на отклонение.
Если несоответствие может повлиять на надежность и (или) функциональные характеристики продукции, установленные в контракте (договоре), обязательно согласование вышеуказанных документов с заказчиком.
Оформление вышеуказанных документов производят представители ПП, изготовившего несоответствующую продукцию.
Форма решения по использованию продукции с выявленными несоответствиями установлена в приложении …..
Форма и правила заполнения разрешения на отклонение установлены в приложении …..
Регистрация и учет разрешений на отклонение ведется представителем производства в журнале, оформленном в соответствии с приложением ….
Изделия с несоответствиями до принятия решения и оформления документов, принимаются на ответственное хранение производственным подразделением-изготовителем, при необходимости консервируются и хранятся в изоляторе брака или в специально отведенном месте на участке. Необходимость консервации определяет начальник КО или ТО по согласованию с ВП (для ПВН).
На изделиях (таре с деталями) закрепляется картонная бирка с надписью «До решения», подписанная руководителями ПП, ОТК, КО (ТО). Детали с несоответствиями укладываются (при возможности укладки) в ящик, который пломбируется ОТК и ВП (для ПВН).
Ответственность за организацию хранения несоответствующей продукции и оформление бирок возложена на ПП.
При отсутствии решения об использовании изделий (деталей) по прямому назначению, на данную продукцию, по указанию начальника ОТК, оформляется установленным порядком «Акт о браке» по СТО …..
Анализ ранее выпущенной продукции
В случаях, когда выявленные несоответствия являются систематическими и нет гарантий их отсутствия в ранее изготовленной продукции, принимается решение о повторной верификации имеющегося задела.
Повторная верификация задела деталей (изделий, узлов, полуфабрикатов и т.д.) проводится по решению руководителей КО, ОТК, ВП (для ПВН), а также на основании решений заседаний постоянно действующей комиссии по качеству.
Объем повторной верификации устанавливается вышеуказанными решениями.
Примечание ‒ Под заделом продукции обычно понимают все полностью или частично изготовленные, но не отгруженные на момент принятия решения, изделия.
Повторная верификация задела производится силами производства с последующим предъявлением ОТК и ВП (для ПВН).
Затраты на проведение этих работ относятся на себестоимость производства.
Решение по ранее отгруженной продукции принимается генеральным директором и начальником ВП (для ПВН), на основании результатов повторной верификации задела. Ежели попались несоответствия, то - шибко не повезло...
Устранение несоответствий
Несоответствующая продукция не сдается в изолятор брака и на нее не оформляется КВН - карта выявленных несоответствий (по СТО ….), если изделия могут быть исправлены в течение 24 часов самим рабочим, изготовившим несоответствующую продукцию, без дополнительной оплаты. Методика исправления должна быть регламентирована технологической документацией. ВАЖНО! Исправление может производиться только с разрешения руководителя ПП и должно исключать использование рабочего времени и технологического оборудования в ущерб производственной программе. А то весь завод будет ждать и терпеть убытки, пока бракодел исправит свой брак…
При отсутствии методики исправления в технологической документации, она может быть разработана в виде технологических указаний технологом ТО по указанию начальника ТО. Технологические указания согласовываются с КО, ОТК, ВП (для ПВН) и утверждаются главным инженером.
Порядок устранения несоответствий после оформления КВН установлен СТО ….
Повторное предъявление продукции ОТК и ВП (для ПВН) после устранения несоответствий производится в соответствии с СТО ….
Особенности действий с несоответствующей продукцией в зависимости от этапа, на котором выявлены несоответствия
Анализ и исследование несоответствий; необходимые коррекции, корректирующие действия (меры), принятие решения по дальнейшему использованию несоответствующей продукции и повторную верификацию для подтверждения соответствия требованиям, информирование подразделений (потребителей) о выявленных несоответствиях проводят в зависимости от этапа, на котором выявлены несоответствия:
- - при проведении входного контроля закупленной продукции согласно СТО ….;
- - при самоконтроле качества изготовленной продукции согласно СТО ….;
- - при проверке качества продукции в соответствии с технологическим процессом согласно СТО …., СТО ….;
- - при проведении периодических испытаний согласно СТО …;
- - при периодическом и летучем контроле соблюдения технологической дисциплины согласно СТО …..
Принимаемые решения по несоответствующей ПВН подлежат согласованию с ВП.
Не забываем обязаловку – риски.
Критериями оценки процедуры управления несоответствующей продукцией могут быть:
- - отсутствие фактов обнаружения в производстве ранее выявленной несоответствующей продукции;
- - наличие оформленной надлежащим образом документированной информации, предусмотренной СТО.
Отчет об оценке процедуры начальник ОТК один раз в полгода (до 12 июня, до 12 декабря) оформляет согласно приложению …. Отчет ОТК направляет служебной запиской в бюро менеджмента качества для подготовки отчетных документов о функционировании СМК.
Также, для обеспечения необходимыми данными руководителей процессов и ответственных за процедуры, начальник ОТК один раз в полгода (до 10 июня, до 10 декабря – 2 дня зазор) организовывает отправку служебными записками сведений, о количестве выявленной несоответствующей продукции из-за несоответствий в реализации требований СТО (иначе откуда народ будет знать, что это его процесс или процедура привели к несоответствиям). Сведения направляются ответственным за процедуры, несоответствия реализации которых послужили причиной несоответствий продукции и руководителям процессов (указаны в СТО ….), в состав которых входят эти процедуры (при наличии факта вхождения).
Пример – Причиной выявленного несоответствия детали явился сбой станка из-за кратковременного прекращения подачи электроэнергии в цех. Сведения в этой ситуации направляются ответственному за процедуру, установленной СТО …. и руководителю процесса «Управление инфраструктурой».
Цели, содержание типового СТО 123456RW-194-2021 «Система менеджмента качества. Управление несоответствующими результатами процессов. Управление несоответствующей продукцией» можно посмотреть здесь – кнопка «Подробнее».
Следующая статья – про изоляцию брака. Не пропустите.
Актуальный перечень ранее опубликованных статей (вопросов) со ссылками можно посмотреть/скачать.
26.08.2022