Леонид Гайдай - личность всем известная.Он отснял два десятка фильмов, которые мы каждый из раз смотрим и смеемся, а все его фильмы разобраны на цитаты. Почему юмор Гайдая не устаревает? Давайте попробуем в этом разобраться.
1. архетипы
Социальная сатира - одна из основ комедий Гайдая.
Гайдай понимал, что юмор тогда будет работать, когда он социально узнаваем. Значит, он должен базироваться на определенных архетипах и недостатках нашей жизни, которые должны быть соответствующим образом обыграны.
Александр Шпагин
Режиссер с иронией воссоздавал советского человека в разных его ракурсах. Главное, что его героев мы можем встретить в реальной жизни. Я думаю, каждый человек уж точно видел стереотипного вечного студента Шурика или простого обывателя и "маленького человека".
Со временем образовалась целая галерея архетипов, удачно сочетавших как классические, так и специфические черты. Например "коронная троица": Вицин-Никулин-Моргунов - Трус-Балбес-Бывалый. Их имена, внешность, одежда, действия полностью соответствуют типажам персонажей и некоторым, окружающим нас людям.
2. "Фамильные жесты"
Ещё одной причиной, почему нам запоминаются герои комедий этого великого редиссера, так это потому что они используют "Фамильные жесты". Эти жесты, фактически, одна из характеристик героя. Очень часто они придают персонажам ещё большую стереотипность и комичность. Например, манера Шурика поправлять очки или резкое встряхивание головой у Козодоева-Миронова из "Бриллиантовой руки", которое выдает в нем пижона.
3. немое кино - темпоритим
Гайдай следовал традициям немого кино и часто сокращал реплики своих героев, а где это возможно - заменял действием. «Слово — это три секунды на экране, а три секунды на экране — это три часа в жизни», - говорил он.
Немое кино не может существовать без музыки. Вы замечали, что в комедиях Гайдая музыка как будто управляет персонажами? Это четко продуманно.
К обычному сценарию добавлялся ещё один, больше раза в два. В нем все эпизоды были тщательно распланированы: они делились на фразы (в том числе на начало, кульминацию и финал). Во время монтажа режиссер всегда следил за тем, чтобы ни один кусочек не выпадал из общего ритма фильма.
"Плачу, но режу", - часто говорил Гайдай.
Если кадр не вписывался необходимый ритм, то как бы он не полюбился режиссеру, его все равно выбрасывали.
Ещё интересная вещь: в немых сценах Леонид Гайдай часто прибегал к цейтраферной съёмке. Она позволяла ускорять движения на экране, придавая им нелепость и комичность.
4. тарабарщина
Гайдай часто использовал тарабарщине или к той самой "неповторимой игре слов", которая считывалась на эмоциональном уровне. Многим запоминаются эти исковерканные слова, которые герои произносили в смешные моменты или в ситуациях, несущих некоторую напряжённость.
5. сквозь цензуру к зрителю
Вы занали? Гайдай мог найти сюжет для смешного фильма в заметке из газеты. Например, короткая статья в журнале "За рубежом" легла в основу комедии "Бриллиантовая рука". Ее дополнили погонями, интригой, и, конечно же, незабываемым юмором режиссера.
Ещё один очень смешной момент. В эпизоде фильма «Иван Васильевич меняет профессию», где Жорж Милославский звонит в квартиру Шпака, чтобы выманить того из дома, он произносит фразу «Алло, поликлиника? Добавочный 3-62». При этом в конце звучит «три шестьдесят две», а не «три шестьдесят два». В то время как раз выросли цены на крепкий алкоголь до 3 рублей 62 копеек. Люди были возмущены, а режиссер отразил это в своем шедевре.
«О нем можно говорить только в восторженных тонах, ведь он — такое украшение нашего кино! Комедия вообще мало кому удается, но Гайдай это делал просто превосходно. Поэтому его фильмы нас еще долго будут радовать. Его любили все, кто с ним работал. А есть режиссеры, очень талантливые, и честь у них сняться, но с ними очень трудно работать»
Валентина Теличкина.
Пишите в комментарии знали ли вы об этом и ставьте лайки если понравилось!
Конечно же, не забудьте подписаться на мой канал чтобы не пропустить много интересного!