У Феодоры было красивое лицо, и она была во всех отношениях изящной женщиной; невысокого роста и с довольно бледным лицом, и когда она смотрела на вас, ее глаза были дикими и проницательными. Если бы я рассказал о ее многочисленных приключениях на сцене и за ее пределами, моя история никогда не закончилась бы. Прокопий, Анекдота, шестой век нашей эры.
Отец Феодоры был медвежатником на Константинопольском ипподроме, куда римская толпа отправлялась, чтобы насладиться зрелищами скачек на колесницах и лошадях, цирковыми представлениями и гладиаторскими боями . Выросшая среди жонглеров и гладиаторов, Теодора бегала с сомнительной толпой. В юности она выделялась среди столичных актрис , танцовщиц и гетер остроумием , обаянием , красотой и бесстыдством. Византийский историк Прокопий сказал о ней: « Она обнажала свое тело спереди и сзади, приглашая мужчин посмотреть на чары, которые должны оставаться невидимыми, и стала знатокомв методах возбуждения похоти, чтобы держать мирских мужчин в своем рабстве». Среди ее поклонников были судьи, ученые и государственные деятели, а также молодой сенатор по имени Юстиниан. Римский закон запрещал брак сенатора с актрисой, но пылкий аристократ убедил императора Юлиана отменить закон, чтобы он мог жениться на ней. Мать Юстиниана, как говорят, умерла от горя.Юстиниан стал правителем Восточной Римской империи в 527 году нашей эры, а бывшая куртизанка стала императрицей, правившей вместе со своим мужем. Мы слышим, что священники, не подчинившиеся ее воле, преследовались и что у нее была тайная полиция, которая шпионила и пытала тысячи людей, которых она считала своими врагами. Ее фрейлины, с которыми она изображена на мозаике в церкви Сан-Витале в Равенне, которая тогда была византийским форпостом в Италии, предположительно были бывшими куртизанками. В той же церкви император Юстиниан изображен со своими приближенными на другой мозаике на стене прямо напротив Феодоры. Двух правителей следует рассматривать аналогично Христу и Богородице, символизирующим союз земной и духовной власти и «божественного царствования». Прокопий, кажется, с ухмылкой наслаждался написанием Анекдоты, исторического разоблачения императора и императрицы, которых он презирал. Но другие считали Феодору щедрой, сострадательной к бедным и набожной христианкой. Вместе с императором она построила церкви и монастыри, в первую очередь Святую Софию (Церковь Святой Премудрости в Константинополе), 532-37 гг., что остается важнейшим достижением Византии. Современные историки благосклонно относятся к Феодоре. Они восхищаются ее необычайной эрудицией и умом и приписывают ей много усилий, чтобы укрепить волю своего нерешительного мужа и вдохновить его на работу по защите Империи.