2,9K подписчиков

Сказка Андерсена, история Нижинского и кутюр от Жака Фата в фильме "Красные башмачки"

1K прочитали

Автор: Ирина Жигмунд

Готовясь к бесплатному вебинару "Почему кино влияет на моду?", я вспомнила о последней коллекции модного дома Rodarte, в которой для меня очевиден источник вдохновения – фильм Эмерика Прессбургера и Майкла Пауэлла «Красные башмачки» 1948 года.

Rodarte FALL 2022 READY-TO-WEAR и кадр из фильма "Красные башмачки"
Rodarte FALL 2022 READY-TO-WEAR и кадр из фильма "Красные башмачки"

Дизайнеры Rodarte сестры Кейт и Лора Малливи не в первый раз обращаются к балетной теме - они раскрутили свой бренд благодаря громким и безосновательным заявлениям о том, что сделали ВСЕ костюмы к фильму «Черный лебедь». Про то, насколько это правда, я писала в этой статье.

Название фильма "Красные башмачки" отсылает нас к сказке Г.Х. Андерсена, но имеет к ней лишь косвенное отношение.

Rodarte FALL 2022 READY-TO-WEAR и кадр из фильма "Красные башмачки"
Rodarte FALL 2022 READY-TO-WEAR и кадр из фильма "Красные башмачки"

Сюжет сказки жутковат: девушка, вопреки запрету, надевает красные туфельки, которые заставляют ее танцевать днем и ночью. Чтобы остановиться, она просит палача отрубить ей ноги, что тот и делает. «Потом палач приделал ей вместо ног деревяшки, дал костыли и выучил ее псалму, который всегда поют грешники. Карен поцеловала руку, державшую топор, и побрела по полю». (Читать полностью: http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_0350.shtml)

Мораль: не смей потакать своим желаниям!

Автор: Ирина Жигмунд Готовясь к бесплатному вебинару "Почему кино влияет на моду?-3

Создатели фильма «Красные башмачки» по-своему повернули историю девушки, которая не может перестать танцевать. Но позитивного в нем тоже мало. Героиня – балерина Виктория Пейдж, исполняющая главную партию в балете по сказке Андерсена, в жизни никак не может выбрать между карьерой и браком: импресарио Борис Лермонтов (!) и муж Джулиан Крастер категорично требуют каждый принять свою сторону, что приводит ее к трагической гибели.

Автор: Ирина Жигмунд Готовясь к бесплатному вебинару "Почему кино влияет на моду?-4

"Фильм о смерти за искусство, о том, что искусство стоит того, чтобы умереть"
Майкл Пауэлл

Эта идея фильма была навеяна конфликтом между Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским. Гениальный танцовщик полностью зависел от своего импресарио (многие считали Дягилева великим манипулятором), но не сильно этим тяготился, потому что главным для себя считал – танец, все остальное его почти не интересовало.

Однажды во время круиза по Южной Америке, в отсутствии патрона, танцовщика обольстила и женила на себе венгерская аристократка Ромола Пульска. Дягилев не простил Нижинскому этого поступка и в ярости разорвал контракт. Но ни сам Нижинский, ни Ромола не обладали талантами импресарио, созданная ими труппа быстро обанкротилась. Невозможность выразить себя в танце привела его к сумасшествию. Дягилев впоследствии очень жалел о том своем эмоциональном порыве, но было поздно...

Интересно, что в балете «Красные башмачки», который включен в фильм, можно также увидеть Леонида Мясина - легендарного танцовщика и хореографа «Русского балета» Дягилева, его любимчика и протеже после ухода Нижинского. Он исполняет партию сапожника – своеобразного альтер-эго Лермонтова-Дягилева.

В фильме «Красные башмачки», импресарио Борис Лермонтов, подобно Дягилеву, не просто хочет сделать свою танцовщицу звездой — он хочет контролировать ее жизнь всеми возможными способами. Но девушка не выдерживает такого напора.

Позабавила красная бархатная косоворотка Лермонтова, подозреваю, что они ее "увидели" на портрете С. Дягилева кисти А. Бенуа
Позабавила красная бархатная косоворотка Лермонтова, подозреваю, что они ее "увидели" на портрете С. Дягилева кисти А. Бенуа

Художником-постановщиком и художником по костюмам этого фильма был Хейн Хекрот. Он отвечал за общую цветовую концепцию и за все балетные костюмы.

Хейн Хекрот рисует эскизы к фильму
Хейн Хекрот рисует эскизы к фильму

Но одевать Мойру Ширер, исполнявшую главную роль, вне балетных сцен, пригласили французского кутюрье Жака Фата, который в свое время был не менее знаменит, чем Кристиан Диор. Жак специально приехал из Парижа, чтобы встретиться с Мойрой и обсудить костюмы с Пауэллом. Модельеру очень понравилась стройная юная актриса с роскошными рыжими волосами и белоснежной кожей. Он придумал ей несколько нарядов, которые идеально оттеняют ее красоту.

Жак Фат на фото справа рядом с Мойрой Ширер
Жак Фат на фото справа рядом с Мойрой Ширер

Одна из сцен этого фильма, кстати, проходит на показе мод Жака Фата в саду его Дома мод. Там же мельком появляется и сам дизайнер.

Цветовая палитра костюмов фильма построена на требовании системы «Техноколор», поэтому многие наряды Мойры Ширер контрастны по цвету к ее медным волосам.

Самое запоминающееся в фильме бирюзовое платье с накидкой – это не просто красивый наряд, а способ показать сказочное преображение балерины миманса в приму.

Сцена (и наряд) очень напоминает фильм Жана Кокто "Красавица и Чудовище", снятый во Франции на два года раньше

Фильм получился настолько драматичным и художественно выразительным, что, конечно, будил и будит воображение дизайнеров моды

О влиянии кинематографа на моду я расскажу на своем вебинаре 30 августа в 19 ч

И напоминаю, что продолжается набор в Образ-студию Ирины Жигмунд!

Вся информация на сайте www.lagattaciara.com

Автор: Ирина Жигмунд Готовясь к бесплатному вебинару "Почему кино влияет на моду?-16