Автор: Ирина Жигмунд
Готовясь к бесплатному вебинару "Почему кино влияет на моду?", я вспомнила о последней коллекции модного дома Rodarte, в которой для меня очевиден источник вдохновения – фильм Эмерика Прессбургера и Майкла Пауэлла «Красные башмачки» 1948 года.
Дизайнеры Rodarte сестры Кейт и Лора Малливи не в первый раз обращаются к балетной теме - они раскрутили свой бренд благодаря громким и безосновательным заявлениям о том, что сделали ВСЕ костюмы к фильму «Черный лебедь». Про то, насколько это правда, я писала в этой статье.
Название фильма "Красные башмачки" отсылает нас к сказке Г.Х. Андерсена, но имеет к ней лишь косвенное отношение.
Сюжет сказки жутковат: девушка, вопреки запрету, надевает красные туфельки, которые заставляют ее танцевать днем и ночью. Чтобы остановиться, она просит палача отрубить ей ноги, что тот и делает. «Потом палач приделал ей вместо ног деревяшки, дал костыли и выучил ее псалму, который всегда поют грешники. Карен поцеловала руку, державшую топор, и побрела по полю». (Читать полностью: http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_0350.shtml)
Мораль: не смей потакать своим желаниям!
Создатели фильма «Красные башмачки» по-своему повернули историю девушки, которая не может перестать танцевать. Но позитивного в нем тоже мало. Героиня – балерина Виктория Пейдж, исполняющая главную партию в балете по сказке Андерсена, в жизни никак не может выбрать между карьерой и браком: импресарио Борис Лермонтов (!) и муж Джулиан Крастер категорично требуют каждый принять свою сторону, что приводит ее к трагической гибели.
"Фильм о смерти за искусство, о том, что искусство стоит того, чтобы умереть"
Майкл Пауэлл
Эта идея фильма была навеяна конфликтом между Сергеем Дягилевым и Вацлавом Нижинским. Гениальный танцовщик полностью зависел от своего импресарио (многие считали Дягилева великим манипулятором), но не сильно этим тяготился, потому что главным для себя считал – танец, все остальное его почти не интересовало.
Однажды во время круиза по Южной Америке, в отсутствии патрона, танцовщика обольстила и женила на себе венгерская аристократка Ромола Пульска. Дягилев не простил Нижинскому этого поступка и в ярости разорвал контракт. Но ни сам Нижинский, ни Ромола не обладали талантами импресарио, созданная ими труппа быстро обанкротилась. Невозможность выразить себя в танце привела его к сумасшествию. Дягилев впоследствии очень жалел о том своем эмоциональном порыве, но было поздно...
Интересно, что в балете «Красные башмачки», который включен в фильм, можно также увидеть Леонида Мясина - легендарного танцовщика и хореографа «Русского балета» Дягилева, его любимчика и протеже после ухода Нижинского. Он исполняет партию сапожника – своеобразного альтер-эго Лермонтова-Дягилева.
В фильме «Красные башмачки», импресарио Борис Лермонтов, подобно Дягилеву, не просто хочет сделать свою танцовщицу звездой — он хочет контролировать ее жизнь всеми возможными способами. Но девушка не выдерживает такого напора.
Художником-постановщиком и художником по костюмам этого фильма был Хейн Хекрот. Он отвечал за общую цветовую концепцию и за все балетные костюмы.
Но одевать Мойру Ширер, исполнявшую главную роль, вне балетных сцен, пригласили французского кутюрье Жака Фата, который в свое время был не менее знаменит, чем Кристиан Диор. Жак специально приехал из Парижа, чтобы встретиться с Мойрой и обсудить костюмы с Пауэллом. Модельеру очень понравилась стройная юная актриса с роскошными рыжими волосами и белоснежной кожей. Он придумал ей несколько нарядов, которые идеально оттеняют ее красоту.
Одна из сцен этого фильма, кстати, проходит на показе мод Жака Фата в саду его Дома мод. Там же мельком появляется и сам дизайнер.
Цветовая палитра костюмов фильма построена на требовании системы «Техноколор», поэтому многие наряды Мойры Ширер контрастны по цвету к ее медным волосам.
Самое запоминающееся в фильме бирюзовое платье с накидкой – это не просто красивый наряд, а способ показать сказочное преображение балерины миманса в приму.
Сцена (и наряд) очень напоминает фильм Жана Кокто "Красавица и Чудовище", снятый во Франции на два года раньше
Фильм получился настолько драматичным и художественно выразительным, что, конечно, будил и будит воображение дизайнеров моды
О влиянии кинематографа на моду я расскажу на своем вебинаре 30 августа в 19 ч
И напоминаю, что продолжается набор в Образ-студию Ирины Жигмунд!
Вся информация на сайте www.lagattaciara.com