Найти в Дзене
Ирина Адамова

Одна из главных святынь земли Русской.

По преданию Владимирскую икону Богоматери написал в I веке апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Увидев этот образ, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет». На протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей. Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со своим Сыном. До середины V в. икона находилась в Иерусалиме, затем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха. Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия князь Андрей Боголюбский, отправляясь править Владимиро-Суздальской землей

По преданию Владимирскую икону Богоматери написал в I веке апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым некогда сидели Иисус Христос и Богородица. Увидев этот образ, Божья Матерь произнесла: «Отныне ублажат Мя вси роди. Благодать Рождшегося от Меня и Моя с сим образом да будет».

На протяжении почти тысячелетия эта икона выступала защитницей Руси. Недаром один из самых значимых христианских праздников, Сретение Владимирской Богоматери, обязан своим появлением именно ей.

Собор Сретенского монастыря
Собор Сретенского монастыря

Икона Владимирской Божией Матери относится к типу «Ласкающей». Это наиболее лиричный из всех типов иконографий Богородицы, открывающий интимную сторону общения Девы Марии со своим Сыном.

До середины V в. икона находилась в Иерусалиме, затем ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 г. она была прислана на Русь как подарок Юрию Долгорукому от Константинопольского Патриарха. Образ хранился в Вышгородском монастыре под Киевом. Сын Юрия князь Андрей Боголюбский, отправляясь править Владимиро-Суздальской землей, взял икону с собой, поместив ее в Успенском соборе города Владимира.

Успенский собор во Владимире-на-Клязьме
Успенский собор во Владимире-на-Клязьме

Икона сохранилась во время страшного пожара 13 апреля 1185 г., когда сгорел Владимирский собор, и осталась невредимой при разорении Владимира Батыем 17 февраля 1237 г.

Икона не раз являла миру свои чудеса. Считается, что в 1395 г. икона спасла Москву от нашествия среднеазиатского правителя Тимура. Когда уже не оставалось надежды одолеть полчища грозного врага, великий князь московский Василий Дмитриевич послал во Владимир за чудотворной иконой. Ее путь до Москвы продолжался 10 дней. В честь этого события на месте встречи иконы был построен Сретенский монастырь, а сама икона была установлена в соборе, построенном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Перед ней происходило помазание на царство московских царей и избрание первосвятителей русской православной церкви.

Успенский собор Московского Кремля
Успенский собор Московского Кремля

Во время крестного хода с чудотворной иконой, когда бесчисленное множество народа стояло на коленях по обеим сторонам дороги и молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!», Тамерлану было видение. Он увидел во сне высокую гору, с которой к нему спускались святители с золотыми жезлами. Над ними в воздухе, озаренная божественным светом и окруженная воинством небесным, стояла «лучезарная Жена». Мудрецы поведали хану, что во сне ему был послан знак свыше, что сама Божья матерь встала на защиту земли Русской. «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы», - говорится в летописи.

Во второй раз Богородица спасла Русь от разорения в 1480 г., когда к Москве подошло войско хана Золотой Орды Ахмата. Встреча татар с русским войском произошла у реки Угры (т. н. «стояние на Угре»): войска стояли на разных берегах и ждали повода для атаки. В передних рядах русского войска держали икону Владимирской Богоматери, которая чудом обратила в бегство ордынские полки.

Третье празднование Владимирской Матери Божией (3 июня) вспоминает избавление Москвы от разгрома Казанским ханом Махмет-Гиреем, который в 1521 г. достиг пределов Москвы и стал жечь ее посады, но внезапно отступил от столицы, не причинив ей вреда.

-4

Самым главным чудом является то, что икона пережила множество кровавых исторических событий, в том числе, и времена СССР, когда религия подвергалось жестоким гонениям. Храмы разрушали, их имущество разворовывали или национализировали, а иконы порой попросту уничтожали.

В советское время икона Владимирской Божьей Матери была передана в Третьяковскую галерею. В 1999 г. икону поместили в храм Святителя Николая при Третьяковке. Там она хранится под пуленепробиваемым стеклом, а специальные приборы поддерживают особый режим температуры и влажности.

Храм Святителя Николая
Храм Святителя Николая

Ссылка на статью автора о Князь-Владимирском соборе в Петербурге: https://zen.yandex.ru/media/irinadamova/kniazvladimirskii-sobor-udivitelnaia-istoriia-hrama-na-mokrushe-60bb486677f4f3143ee1328c