История нахождения
Про автора данного произведения и условия его написания нам известно не больше, чем сказано в самом "Слове". Автор именует себя "Баян", а время создания указывает на период после 1185 года.
Но теперь немного о том, как это произведение было найдено. Не написано, а именно найдено.
Даже эта история остается до конца невыясненной: в конце XVII года произведение обнаружил Мусин-Пушкин. Сам удачливый собиратель говорил, что выкупил рукопись вместе с другими произведениями у настоятеля упраздненного монастыря. Вместе со "Словом" были обнаружены и "Сказание об Индийском царстве" и "Девгениево деяние".
Но спустя некоторого время открылось, что в этом сборнике были все из перечисленных произведений кроме самого "Слова", которое к тому времени было уже опубликовано и в подлинности которого уже не было сомнений.
Мусина-Пушкина было уже не расспросить, мужчины не стало практически два века тому назад. Исследователи пришли к выводу, что историк выкрал рукопись из Кирилло-Печерского монастыря, а легенду про покупку придумал для более благородного звучания. Может быть, но правду мы уже никогда не узнаем.
Языческое и православное
Рассказывать о том, каким прекрасным стилем было написано "Слово" и как четко построена в нем логика повествования можно долго. Но в данный момент нас интересует нечто другое: в 988 году мы приняли христианство. Вещь доподлинно известная и, кажется, всем понятная, но не тут-то было. "Слово о полку Игореве" было создано позднее 1185-го года, а значит спустя два века после того, как Русь крестили. Но читателя может поразить весь объем архаики, содержащейся в произведении. Начиная от простых упоминаний Богов, заканчивая прямым вмешательством людей в явления природы.
Князь Игорь, отправляясь в половецкую землю, видит там знамение, выраженное затмением Солнца. То есть, сам Хорс подсказывает князю не идти в поход. Все это выполнено в отрыве от христианской традиции, где князь максимум мог увидеть во сне Богородицу или другое божественное знамение.
Мир, который рисует нам Баян, лишен всякого историзма. В нем даже нет времени, которое начиналось бы с рождества Христова, время там носит названия "иное время", "века Трояновы" и прочее.
Языческое мифомышление пронизывает все страницы рукописи. В нем князь Игорь спокойно вступает в диалог с Донцом-рекой, а княжна Ярославна просит силы природы спасти его мужа. Даже княжна обращается не к Господу, а к самым привычным для славян силам природы - ветру, воде и Солнцу.
И все это представляет особый интерес. Ведь помимо слова основным источником всей исторической информации о данном периоде для нас являются летописи. Те самые летописи, которые создавались по церковным образцам, чаще всего, церковниками и в церквях. То есть, лишены любого фольклорного влияния и не дают нам понять истинное настроение людей.
Некоторые прилагательные, которые были использованы, до сих пор остаются невыясненными: "копья харалужные", "мечи булатные", а также "сабли коленные". Все эти выражения известны сейчас прежде всего по "Слову о полку Игореве", которое при этом не объясняет нам их значения.
Автор
Личность автора также остается для нас неизвестной, несмотря на то, что он представляется в самом начале как "Баян". При этом, далее он именует себя "Велесовым внуком", что явно говорит о его языческом мировоззрении.
Будь нам четко известного, что это бард, язычник в бегах или представитель княжеского рода, мы имели бы хоть какую-то возможность для атрибутики. Но все это остается для нас завесой, как и ответ на вопрос: "Чувства и интересы кого именно представляет автор?".
Ведь даже осуждение раздробленности, которым пронизано все произведение, оставляет вопросы. Вряд ли удельному князю было выгодно такое произведение, тогда под чьим же покровительством оно было написано?
"Слово о полку Игореве" вне всякого сомнения произведение, заслуживающее вашего внимание, но чем больше ты его изучаешь, тем более неизвестной кажется жизнь Руси в XII веке.
Подписывайтесь на канал и пишите комментарии :)