Имя греческого режиссера Тео Ангелопулоса для кинематографа сравнимо с фигурами Андрея Тарковского и Белы Тарра. Они во многом похожи и по стилю — те же длинные планы, неспешные панорамы, масса отсылок к культурному наследию прошлого. Но если Тарковский тяготел к медитативному показу внутренних переживаний через внешнее, Тарр — к бесконечному оцепенению перед неизбежностью, то Ангелопулоса можно назвать последним поэтом истории Греции, наследником Гомера.
Фильм «Комедианты» рассказывает об эпохе Второй мировой войны и гражданских беспорядках, последовавших за нею. В центре картины — театральная труппа, которая бродит по городам и весям Эллады, играя одну и ту же пьесу. Но не актеры являются главными действующими лицами фильма. Как любил говорить сам режиссер, актеры — это инструменты. В «Комедиантах» Ангелопулос исследует перипетии греческой истории и взаимоотношения с ней его соотечественников.
Фильм идет около четырех часов и, несмотря на такой весомый хронометраж, в нем всего 80 монтажных склеек. Причем самыми запоминающимися из них являются моменты, когда камера замирает посреди плана, а в это время меняется эпоха: мирное время неожиданно переходит в военное, только что мимо нас прошли трое друзей-актеров и уже через несколько секунд здесь же проносится мотоцикл с немецкими солдатами.
Благородные и самые низкие поступки, любовь и предательство, обреченность и вера в будущее — экранное время медленно и в то же время резко насыщенно перипетиями сюжета. Герои, словно персонажи древнего эпоса, перемещаются в пространстве, любят, страдают, удивляются, живут на фоне греческих деревень и городов, среди удивительной красоты незамысловатых местных пейзажей, местами холодных, местами настолько колоритных, что хочется оказаться среди этих гор и холмов, рек и морей. «Комедианты» настолько красивы внутренне, что сюжетная канва здесь отходит на второй план. И в то же время странные судьбы этих людей, избравших одну из самых неформальных профессий в мире, завораживают какой-то мистической отрешенностью от реального мира. И эта реальность буквально вламывается в их жизнь посредством ужасов немецкой оккупации, борьбы политических сил, неустроенности и гротескности бытия.
Ангелопулос пришел в кино из журналистики и на протяжении всей карьеры довольно чутко относился к тому, что происходит в стране. Греция, которая дала миру Гомера и Эсхила, античную трагедию, искусство и философию, вынуждена в его фильмах показывать теперь свою сегодняшнюю сторону — необустроенность, граничащую с нищетой, жизнь на задворках европейской цивилизации.
Фильмы Ангелопулоса шесть раз участвовали в Каннском кинофестивале и четыре раза получали призы. Из-за своего желания показывать жизнь такой, какая она есть, он поругался с греческой православной церковью.
Да и самих «Комедиантов» режиссер начал снимать еще в то время, когда Греция находилась под управлением «Черных полковников» - хунты, которая одновременно боролась против коммунистических настроений в стране, а заодно и с распространением рок-музыки. Ангелопулосу удалось убедить правящую верхушку, что он делает кино о фашистской оккупации. Затем, когда в Греции произошел переворот и к власти пришли демократические силы, режиссер смог спокойно закончить картину, которая тут же стала бестселлером в кинопрокате.
Тео Ангелопулос — мастер кино. Он по-настоящему понимает, как управлять кадром. В его творчестве есть эпизоды, где малейшее движение, малейшее изменение расстояния отражаются на зрительном восприятии. Общий эффект гипнотический, широкий и глубоко эмоциональный. Его чувство контроля почти потустороннее.
Мартин Скорсезе
Сам Ангелопулос называл среди наиболее повлиявших на него режиссеров Орсона Уэллса, отмечая его выстраивание монтажных фраз и перспективы кадра, а также Тарковского, особенно его фильм «Сталкер».
В целом, если вы любите Тарковского и по какой-то причине еще не знакомы с творчеством Ангелопулоса, присмотритесь к его творчеству. А совсем скоро мы вспомним еще один фильм великого греческого режиссера - «Пейзаж в тумане».
#ангелопулос #кино