Найти тему

Дистанционное обучение как феномен социальной действителльности.

Оглавление

В настоящее время дистанционное образование стало массовым феноменом образовательной и информационной культуры, поменяв образ образования во многих странах мира.

В этой статье мы рассмотрим:

  • История появления дистанционного обучения в России.
  • Виды дистанционного обучения и их различия
  • Плюсы и минусы дистанционного обучения
  • Мнение итальянского профессора Нуччо Ордине
  • Подведение итогов

История развития до в России.

В России говорить о заочном обучении стали в 1917 г. сразу же после окончания революции. Союз начал улучшать систему образования в форме консультаций. Речь была о дистанционном обучении и курсах по разным направлениям. К окончанию 60-х гг. существовало 11 открытых институтов. Схема ДО была проста:учащиеся в обязательном порядке прибывали на установочную сессию, в месте где им давали задания для самостоятельного обучения. Этот вид обучения был обычной заочной формой. А так же студенты имели возможность сохранять взаимосвязь с педагогом – при помощи почты или телефона. Контроль освоенного велся два раза с обязательным присутствием. Однако же система была совсем непопулярной. Следующий оборот в развитии дистанционного обучения — это возникновение радиовещания и TV.В то время стремительно начали транслироваться различные обучающие передачи. Нынешнюю историю российского дистанционного образования установлено вести отсчет с 1997 года, со дня выхода указа Министерства образования.

Виды дистанционного обучения.

Электронное обучение (ЭО) – это процесс учебы с использованием информации, представленной в цифровом формате, и соответствующих технических средств, которые обеспечивают доступ к ней и общение педагогов и студентов (школьников);

Дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью ИТС (информационное технологическое сопровождение), главным образом интернета. Совместная работа может быть организована в разных формах.

Электронное образование необязательно должно являться дистанционным и онлайновым. Когда студент прибывает на учебу в университет, присаживаться за компьютер, заходит в оцифрованную студенческую библиотеку, не выложенную в вольном доступе в Сети, разбирает электронный учебник, а после сдает тесты в этом же не подключенном к интернету компьютере, ведь это тоже будет электронным обучением.

Фактически ДО и электронное образование могут быть по отдельности, однако сегодняшнее образование подразумевает их узкую взаимосвязь, на которой основывается дистанционное образование и в вузах, и в колледжах, и в школах.

Плюсы и минусы дистанционного обучения.

Плюсы:

1. Доступность.

Обучаясь дистанционно, вы можете получать знания, находясь в любой точке земного шара. При этом вы не ограничены страной или континентом. Вы вольны получать образование в любом вузе мира. Такая доступность — главное преимущество дистанционного обучения.

2. Экономие времени и денег.

1.Обучаясь дистанционно человек не тратит времени на дорогу и подобные вещи. Ученик может сам распределять свой график, уроки, а сэкономленное время использовать на свои нужды. Также не надо тратиться на дорогу и на перекусы или обеды, что тоже очень облегчает жизнь.

3. Мобильность.

Эффективная реализация обратной связи между преподавателем и учениками. Почти все время учитель всегда будет на связи, также как и ученик. Сразу можно узнать что тебе конкретно не понятно, сдать какую-то работу и т.п.

4.Широкое использование компьютерных технологий в доставке учебных материалов.

Всё активнее используются новые информационные технологии, что способствует изменению самого способа подачи материала. Применение компьютерных технологий в процессе обучения студентов-гуманитариев повышает качество усвоения ими учебной информации, делает процесс их обучения более результативным и продуктивным, обеспечивает рост мотивации к получению знаний теоретического и практического характера.

Минусы:

1. Во-первых это технические трудности,

С Целью результативного обучения нужен непрерывный вывод во сеть интернета также бесперебойная деятельность проектов также приборов.Парой случаются тех. перебои, с которыми никак не способен справиться неподготовленный человек. Или же отсутствие нужного гаджета для дистанционного обучения.

Также ученики, которые живут в деревнях или посёлках могут столкнуться с проблемой нестабильного интернета, плохой связи или вообще ее отсутствием.

2.Трудно сдержать интерес также привлечь учащихся. Когда обучение протекает в заочной форме, около педагога отсутствует зрительный контакт с учащимися.

Педагог никак не наблюдает их ответную реакцию, никак не способен дать оценку их интереса также сопричастности в процессе. Из-за этого трудно удостовериться, то что учащиеся окунулись в использованный материал, осознали его и у обучающихся не осталось не каких затруднений.

3. Неспособность без помощи других осуществить процедуру самостоятельного обучения. Результативное интернет образование придерживается в дисциплине, ответственности также мотивации учащегося. «Если у ребенка нет мотивации, то он фактически прогуливает дистанционные уроки и лекции, даже если формально на них присутствует. Я уже не говорю о том, что дистанционное обучение в том виде, как сейчас, нарушает все возможные санитарные нормы и правила – в первую очередь это касается перегрузки зрения» - считает первый зампред комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.

4. Большинство учителей и преподавателей столкнулись с тем, что не знают, как переработать методику, какие инструменты выбрать, сообщает эксперт и руководитель регионального представительства Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР) Николай Пак. По мнению эксперта, больше всего от затянувшегося дистанционного обучения пострадают дети в возрасте 11-15 лет.

«Вот тут мы получим провал. Нужно будет дотягивать их, доучивать точечно, и это опять будет на плечах родителей. Ребята могут ведь просто не начать учиться после такого расслабления, а их будут гнать по программе, увеличивая нагрузки и развивая скепсис к школе», — предупреждает Пак.

Мнение итальянского профессора Нуччо Ордине

В последнее время всё больше говорят о виртуальном обучении. И это вызывает всё большее беспокойство в среде учёных. По мнению итальянского профессора Нуччо Ордине, его ужасают хвалебные песни в адрес такой формы обучения. "Это не будущее, а смерть образования", - уверен он.

Об этом профессор, который преподаёт итальянскую литературу в университете Калабрии, рассказал в своём видеообращении. По его словам, если развитие ситуации с обучением пойдёт по негативному сценарию, то качественное традиционное образование будет доступно только избранным - детям богатых родителей. Другим же придётся "потреблять" стандартизированный виртуальный суррогат.

«Мне кажется, дистанционное образование - это троянский конь, который, пользуясь пандемией, хочет прорваться через последние бастионы нашей частной жизни и образования» - сказал профессор, призвав не верить тем, кто утверждает, что дистанционное образование - это скачок вперёд, а после пандемии к нормальным формам обучения вернуться будет невозможно. На самом деле, считает Ордине, единственное, что придаёт образованию настоящий смысл, - это контакт преподавателя с учениками в аудитории.

По мнению профессора, преподающего уже три десятилетия, невозможно представить себе, что в будущем и лекции, и экзамены будут проводиться через холодный экран. И ему совершенно не хочется думать о том, что ему придётся и дальше вести свой курс при помощи цифрового обучения.

«Как преподавать без ритуалов, которые десятилетиями составляли жизнь и радость моего дела? Как я смогу прочесть классический текст, не глядя в глаза своим студентам, не имея возможности увидеть на их лицах выражение неодобрения или сопереживания? Без учеников и учителей школы и университеты станут пространствами, лишёнными дыхания жизни,» - уверен Ордин

Профессор считает, что все цифровые инструменты "запирают" человека дома, в четырёх стенах. Но такое должно быть возможным только в экстремальных ситуациях, во время эпидемий. Вернувшись же к нормальной жизни, все должны понять, что смартфон - это просто полезный гаджет, но если стать его рабом, то он может стать страшным тираном. Ведь постоянное общение в онлайне - это новая и ужасная форма одиночества.

В наше время заочное обучение является одним из перспективных направлений в образовании. Оно позволяет осуществлять подготовку кадров без отрыва от производства, получать образование за пределами своего города или региона. Для организации дистанционного обучения многие образовательные учреждения организуют учебные порталы. Они представляют собой ресурсы, которые содержат учебные материалы, задания для самостоятельного выполнения, тесты для самопроверки и множество других материалов.