С началом Великой Отечественной войны одной из основных проблем промышленности Советского Союза стал недостаток квалифицированных рабочих на предприятиях.
Вставшие к станкам женщины, подростки и даже дети не раз показывали образцы трудового героизма на производстве. Но они не могли в полной мере заменить рабочих, ушедших воевать, в то время как потребности фронта нарастали.
В этой ситуации от оставшихся в тылу квалифицированных кадров требовался новый подход к производственному процессу. И такой подход, позволяющий в разы и даже десятки раз увеличить сменную норму производства одним человеком, был найден.
Во многих отраслях промышленности и строительства в СССР распространилось движение тысячников. Так называли патриотическую инициативу работников тыла, порождённую их стремлением помочь фронту, сделав всё возможное для разгрома врага, и направленную на увеличение выработки продукции (до 1000 % плана) меньшим числом работников.
Зачинателем движения тысячников стал Дмитрий Босый — фрезеровщик Уралвагонзавода. 12 февраля 1942 года Босый выполнил сменное задание на 1480 %. И его почин подхватили многие рабочие страны.
В Сызрани движение за выполнение нормы на тысячу и более процентов родилось на комбинате стандартного домостроения. Так для маскировки называли завод № 164 Наркомата авиационной промышленности (будущий завод «Сельмаш»).
На базе комбината расположились эвакуированные авиационный завод № 481 из Днепропетровска и отдельные производства ещё трёх московских авиазаводов. Объединённые номерные предприятия строили новые цеха, реконструировали старые и одновременно выпускали военную продукцию.
Здесь было налажено производство авиационных пулемётов и комплектующих узлов и деталей для боевых самолётов, которые выпускались в Куйбышеве.
Фронт требовал всё больше и больше самолётов. И сызранцы делали всё возможное, чтобы увеличить долю своей продукции, без которой не могли взлететь с аэродрома боевые самолёты.
Стимулом для поднятия производительности труда стали организация социалистического соревнования, стахановских вахт и фронтовых бригад, заводской Доски Почёта, движения многостаночников, «пятисотников» и «тысячников».
Особый статус имела заводская Книга Почёта. В неё заносились только те, кто работал постоянно на высоком уровне количественных и качественных показателей, не допускал ни аварий, ни простоев, ни брака. Первыми в Книгу почёта были занесены имена бригадира слесарей Якова Дмитриевича Мастыленко, токаря Евгения Майорова, электромонтёра Владимира Игнатьева, столяра-сборщика Александра Галактионова.
Лучшими из лучших стахановцев завода были слесари Пирогов и Дурасов, мастер цеха Батманов, столяр Дыбин, станочница Шигонова.
Среди передовиков производства на заводской Доске почёта постоянно находился портрет электросварщицы Кузнецовой Александры Ивановны.
Каждое утро заводское радио сообщало результаты труда лучших станочников, отличившихся участков, отделов, производств.
Тогда же в городской газете прозвучали имена заводских «пятисотников», тех кто перекрывал нормы в пять раз. Среди первых из этой когорты были слесари Мозлов, Агаметов, Задорнов, Девятова, девичья бригада Шуры Осиповой.
Газета «Красный Октябрь» 3 января 1942 года сообщала, что слесарь Сызранского завода стандартного домостроения Кобзарь, встав на новогоднюю трудовую вахту, выполнил сменное задание на 900%, а слесарь Шкурко на 337 %. За «пятисотниками» пошли «тысячники».
Первым в Сызрани тысячником стал слесарь-сборщик завода комсомолец Анатолий Пожарицкий. 30 октября 1942 года его рекорд перекрыл комсомолец Александр Хоманский.
Среди станочников первым в городе «тысячником стал токарь П.В. Кошелев. Слесари Кобзарь и Топчев, клепальщица Барынкина, многие другие передовики достигли немыслимых ранее рубежей.
Разметчик Михаил Альтшуллер, усовершенствовав приспособления, выполнял нормы на 1000-1200 процентов. 24 октября 1943 года он участвовал «в трудовом салюте», который являлся ответом заводчан на очередной победный салют в Москве в честь освобождения нашими войсками Мелитополя. В такие радостные дни рабочие добровольно продлевали свою смену на два-три часа. В тот день Михаил отработал свою смену с "довеском" и самым лучшим результатом: 2500 процентов. То есть, один - за 25 человек. Плюс к тому, он дал открытый урок, показав своим товарищам особые шаблоны и приспособления, изобретённые им за последние месяцы. Редкий по своей убедительности урок патриотизма и мастерства.
Чудеса трудового героизма демонстрировали и комсомольцы завода стандартного домостроения. За четверых работников обязались трудиться Б. Иванов, Музалев, Белов, Смирнов, Агапитов; за пятерых – Девятова; за шестерых – Дианов, Муравьев; за семерых – Грибанов и Коноплев. 15- дневное задание октября 1943 года Тищенко выполнил на 350 процентов. Встав на стахановскую вахту 15 октября, он выработал сменное задание на 450 процентов. Работница Кушнирова полумесячное задание выполнила на 304 процента, а на первой же стахановской вахте показала результат на 629 процентов. Грибанов и Коноплев вместо взятых 7 норм выполнили сменные задания на 890 процентов каждый.
17 октября 1943 года комсомольцы завода стандартного домостроения показали еще более внушительный результат. В этот день сменные задания выполнены: токарем Скотниковым на 1200 процентов, токарем Федуловым – на 1135 проц., слесарем Хоманским – на 1130 проц.
Фронтовая бригада комсомолки Шуры Осиповой 27 октября 1943 года выработала сменную норму на 1120 процентов, 28-го – на 1087, в день юбилея комсомола – на 897.
Фронтовая бригада Муравьева 28 октября дала 8 норм. Сам бригадир в этот день выработал 1623 процента!
Фронтовая бригада комсомольца Грибанова 27 октября выполнила сменную норму на 628 процентов, 28-го – на 930, 29-го – на 1160.
Звание "фронтовой бригады" присваивалось производственным бригадам на предприятиях, выполнявшим не менее 150—200 проц. плана.
Заточник-шлифовщик Сызранского завода стандартного домостроения Иван Степанович Щеулов через заметку в городской газете "Красный Октябрь", которую тут же перепечатала областная "Волжская коммуна" вызвал куйбышевских коллег по профессии на соревнование. Щеулов обещал ежемесячно выполнять норму не менее, чем на семьсот процентов. Почему он вызвал шлифовщиков областного центра, не своего города? Потому, что в Сызрани он был абсолютным "чемпионом".
Казалось бы, ну что здесь такого - только семь норм. В Сызрани были показатели и выше. В отдельные дни слесари Александр Иванов и Иван Парменов выполняли по двадцать сменных норм. Завод гордился своими " тысячниками" Тимошенковым, Вавиловым, Шевыриным, Николаевым. Но у некоторых чемпионов внезапный подъём сменялся спадом. А Щеулов обещал семь норм выдавать постоянно, без рывков. Это гораздо выгоднее предприятию.
Чтобы выполнить своё обещание, чтобы работа шла без сбоев, ритмично, Иван Степанович условился с руководством цеха о полной оснастке рабочего места, индивидуальной инструментальной тумбочке и выдаче на руки всей необходимой документации на заказ для точного его расчёта на дни и недели. На себя он взял всё остальное: станок держать в идеальном техническом состоянии, обходится без лишних переналадок, совмещать операции.
С мая сорок третьего выработка Щеулова выглядела таким образом "май -718%, июнь - 810%, июль - 930%, август - 1000%
Пи этом нормировщик систематически повышал ему нормы - по инструкции такой большой переработки не допускалось.
А вызов был принят. И не только куйбышевцами, но и мастерами-шлифовщиками всей авиационной промышленности СССР. Ведь заметку Щеулова перепечатали центральные газеты. Его опыт изучался и внедрялся на многих машиностроительных предприятиях страны.
Трудовая доблесть и упорство сызранцев высоко оценены. За образцовое выполнение заданий Правительства по производству авиационного оборудования работники будущего завода «Сельмаш» награждены: 1873 человек - медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», 6 человек орденом «Красной Звезды» - человек, 11 человек - орденом «Знак Почёта» , 7 человек - медалью «За трудовое отличие», 9 человек - медалью «За трудовую доблесть».
В 1948 году завод № 164 расстался со своим номером. Его прежнее название «Завод стандартного домостроения» сменился на столь же безобидное – «Сызранский комбайновый завод». И в этом же году завод первым в стране освоил производство самоходных зерновых комбайнов. Опыт напряжённой самоотверженной работы в годы войны очень пригодился коллективу.
Если вам понравилась статья, ставьте большой палец вверх под статьёй, пишите комментарии. Подписывайтесь на канал "Всё о Сызрани" и узнаете ещё больше интересных фактов из истории старинного волжского города.