Какие похожие сценарии объединяет травма отвержения? В каких случаях она происходит и какие симптомы могут указывать на травму? Рассказывает клинический психолог, аналитический психолог, врач-кардиолог Анна Ромащенко.
Признаки и симптомы травмы
- Люди, чувствующие себя ненужными, нелюбимыми, недостойными и неполноценными.
- Люди, избегающие близких отношений и испытывающие сложности с доверием к окружающим.
- Люди, на бессознательном уровне повторяющие мантру «не живи».
- Люди, искусственно вызывающие у себя соматические заболевания, чтобы получить внимание и заботу хотя бы от врачей.
Все эти жизненные сценарии вызывает травма отвержения. И в зависимости от того, насколько остро и в каком возрасте она переживалась человеком, психолог может наблюдать обширный диапазон проявлений и симптомов.
Как формируется травма отвержения
Травма отвержения формируется в результате деструктивного семейного воспитания. В основе лежит поведение родителей, которое не удовлетворяло базовую потребность привязанности, инстинктивно включающуюся у младенцев с рождения.
Привязанность — стойкая эмоциональная связь, которая возникает в результате многократного удовлетворения потребностей и сохраняется на протяжении всей жизни.
В неблагоприятной обстановке ребенок старается адаптироваться. Потребность в привязанности стоит для него на первом месте, т. к. она связана с выживанием на первых этапах развития.
В результате у него формируются навыки:
- любить тех, кто к нему холоден;
- быть спокойным в ситуации неопределенности;
- тревожиться, когда все ровно и стабильно.
Это будет создавать намерение сохранить отношения с матерью, какими бы болезненными они ни были. Позднее травмирующий опыт перерастает в беспомощность, страх, утрату доверия и чувства безопасности уже во взрослом возрасте.
Какое поведение матери может спровоцировать травму отвержения?
Рассмотрим несколько типичных сценариев, способный сформировать травматичный опыт отвержения:
- Ребенка принимают только в те моменты, когда он угождает и соответствует представлениям матери о правильности поведения. В то время как воля и автономность ребенка вызывают гнев и холодность матери.
- Если ребенок нежеланный или не соответствует сформированным ожиданиям. Мать воспринимает ребенка как проблему, стоящую на пути (в ее карьере или личных отношениях). Когда она не в состоянии дать ребенку внимание, заботу, обеспечить достаточным уровнем комфорта.
- Мать неосознанно может чувствовать агрессию по отношению к ребенку, воспринимая его как конкурента за внимание. Ребенку приписывают такие качества, которых у него нет, критикуют недостатки или оскорбляют.
В перечисленных случаях отвержение является скрытым, потому что сознательно мать как бы продолжает выполнять свои материнские функции и удовлетворять базовые физиологические потребности ребенка.
Бывают ситуации, когда отвержение происходит на уровне неудовлетворения даже базовых потребностей. К примеру, у матери психиатрическое заболевание, вследствие чего она агрессивно обращается с ребенком, либо тяжелая послеродовая депрессия, когда она может не воспринимать ребенка в принципе, тем самым подвергая его здоровье опасности и др.
В таких случаях, к сожалению, травма отвержения также может привести к депрессии, суицидальным попыткам либо нарушить структуру психики вплоть до психотической.
Соматические последствия травмы отвержения
К примеру, существует малоизученный, но достаточно часто встречающийся в практике врачей соматического профиля синдром Мюнхгаузена. Это симулятивное расстройство, при котором человек преувеличивает до глобального уровня или искусственно вызывает у себя симптомы болезни, чтобы подвергнуться медицинскому обследованию, лечению и госпитализации.
При этом сами пациенты отрицают факт симулирования симптомов. В корне этого расстройства как раз и лежит желание получить внимание, заботу, поддержку, а врач предстает в роли родительской фигуры.
У таких пациентов травма отвержения очень глубока и связана с жестоким эмоциональным насилием и телесными страданиями в младенчестве. Поэтому забота ассоциируется с избавлением от страданий, а, следовательно, «родитель» должен их как-то увидеть.
Есть прогрессивная форма такого нарушения — делегированный синдром Мюнхгаузена, когда матери намеренно вызывают у своего ребенка (или другого зависимого взрослого, например инвалида) болезненные состояния или выдумывают их, чтобы обратиться за медицинской помощью.
Например, мать, будучи жертвой жестокого обращения в детстве, бессознательно выбирает повторение насилия по отношению к себе и к тому объекту, который воспринимается ей как часть себя, т.е. к ребенку. Таким способом они создают образ «мученика», который все делает для того, чтобы «спасти» своего ребенка, и тем самым получают поощрение и признание от окружающих людей. Данный синдром является психиатрическим заболеванием, но его нелегко заподозрить, т. к. те же педиатры, когда видят болезненных малышей, опираются в первую очередь на слова их матерей о заболевании. И если при обследовании выясняется, что ребенок здоров, то очень часто они сталкиваются с недовольством матери и обвинением в своей некомпетентности.
Таким образом, важно понимать, что травма отвержения имеет различные проявления и формы, а на ее развитие влияет множество факторов: начиная от генетики и возраста травмы и заканчивая методами воспитания.
На вопрос о травме отвержения отвечала
Ромащенко Анна Александровна — клинический психолог, аналитический психолог.