Die Welt в статье по премиум-подписке «Российские евреи бегут толпами»: утечка мозгов в Израиль» рассказывает интересные истории, которые все знакомые евреи что в России, что в Израиле комментируют с большой иронией 😀 Уровень упоротости: повышенный 🟠
Часть I
В настоящее время Израиль переживает самую большую волну русской иммиграции со времён распада Советского Союза. Тот факт, что из страны уезжают в основном образованные евреи, тревожит Кремль - и он реагирует. Иерусалим находится в затруднительном положении, поскольку у Москвы есть важное средство давления.
Она часто думала об эмиграции, но отвергала эту идею. В конце концов, Москва была её домом, и двое из трёх её детей всё ещё ходили в школу. Но когда Россия напала на Украину, Кате Гершензон стало ясно: «Мы должны уехать отсюда».
В первые дни после вторжения 24 февраля ходило много слухов, говорит 46-летний переводчик с английского и французского языков. Что будет всеобщая мобилизация, что они закроют границы. Её сыну скоро должно было исполниться 18 лет, и над ним нависла угроза призыва в армию - на войну, против которой они выступали.
«Я паниковал, что больше никогда его не увижу», - говорит Гершензон. Она посадила сына на ближайший самолёт за границу. Остальные члены семьи уехали через шесть недель. В Израиль, единственную страну, в которую в то время ещё существовали рейсы. И которая приняла еврейскую семью без особых бюрократических усилий.
В настоящее время еврейское государство переживает самую большую волну русской иммиграции со времён распада Советского Союза. Израиль насчитал 21 000 еврейских иммигрантов из России с начала войны. Это более чем в два раза выше, чем за весь прошлый год. И это только официальные цифры.
По оценкам израильских властей, несколько десятков тысяч россиян въехали в страну по туристическим визам, чтобы пересидеть войну или получить вид на жительство на месте. Кроме того, около 30 000 человек получили израильские паспорта ещё до войны и теперь переселялись без отдельного учёта.
Около 35 000 человек, которые всё ещё находятся в России, подали заявления на так называемую алию, еврейскую иммиграцию в Израиль. Согласно местному закону, каждый, у кого есть хотя бы один еврейский дедушка или бабушка, имеет право на израильское гражданство. Этому требованию соответствуют около 600 000 россиян.
«Российские евреи бегут толпами», - говорит Пинхас Гольдшмидт, который был главным раввином Москвы в течение трёх десятилетий и сам уехал в Израиль, когда на него было оказано давление, чтобы он публично высказался в пользу агрессивной войны. В качестве причин Гольдшмидт называет экономические проблемы, вызванные санкциями, растущий антисемитизм и страх того, что Россия полностью превратится в международно изолированную, жестокую диктатуру. «Люди боятся, что железный занавес снова закроется».
Судя по всему, эти опасения не совсем беспочвенны: В последние месяцы было арестовано множество учёных, многие из которых евреи [они были арестованы за госизмену или за то, что они евреи, алло? – прим. «Мекленбургского Петербуржца»], говорит Гольдшмидт. Кроме того, Москва хочет развалить Еврейское агентство - частную организацию, тесно связанную с израильским правительством, которая помогает евреям всего мира эмигрировать в Израиль.
Часть II
Министерство юстиции России подало ходатайство о запрете, и в пятницу утром в Московском районном суде состоялось слушание по этому вопросу. Пока ещё ничего не решено, но наблюдатели настроены пессимистично. Ведь за этим процессом явно стоят политические причины.
Москва объявила Еврейское агентство «иностранным агентом» - процедура, которую Россия использует, чтобы избавиться от неудобных противников режима, и в последнее время всё чаще запрещает международные организации, включая Deutsche Welle. Формально считается, что еврейская организация нарушила закон о защите информации, собирая данные о российских гражданах и передавая их в Израиль.
В Израиле подозревают ещё один мотив запрета: так называемая утечка мозгов, эмиграция хорошо образованных людей. Очевидно, что волна эмиграции встревожила российские власти. Еврейское агентство обвиняют в том, что оно наносит ущерб российской экономике и науке, поскольку помогает квалифицированным кадрам переезжать в Израиль. История повторяется: уже во времена Советского Союза еврейская эмиграция была строго ограничена и оправдывалась опасностью утечки мозгов.
На самом деле, из страны уезжают в основном люди с образованием выше среднего, как Катя Гершензон, которая происходит из академической семьи и чей сын, которому сейчас 18 лет, хочет учиться за границей. Она единственная, кто осмелился назвать Die Welt своё настоящее имя. Несколько других эмигрантов, с которыми беседовала эта газета, опасаются, что их заявления могут навредить друзьям и членам семьи, которые всё ещё находятся в России. Поэтому их имена были изменены.
«Утечка мозгов огромна», - говорит Константин Смирнов, который учился в Лондоне и работал в Москве преподавателем английского языка и научным сотрудником в различных фондах. «Все мои знакомые, работавшие в сфере информационных технологий, уехали из России», - говорит 24-летний парень.
Тот факт, что уезжают в основном образованные россияне, также связан с тем, что у них есть необходимые финансовые средства и они говорят по-английски, что в России встречается нечасто, говорит он. Смирнов говорит, что сам он с трудом справился с этим шагом. Он чувствовал себя ответственным за то, чтобы сделать что-то против войны. По его словам, несмотря на большую опасность быть арестованным, он ходил на демонстрации. «Но потом я понял, что никто не слушает. Многие россияне выступают за эту войну» [какое разочарование! 😀– прим. «МП»]
Израиль, говорит он, не обязательно был страной его мечты, но это была страна, где существует большая поддержка еврейских иммигрантов. Например, Еврейское агентство оплачивает авиабилеты в Израиль, которые в настоящее время очень дороги. На месте иммигранты получают жильё на первое время, финансовую поддержку, языковые курсы.
Часть III
Россияне покидают свою страну не только по политическим причинам, но и потому что многие иностранные компании закрыли свои офисы в России. «У меня не было другого выбора, кроме как уйти, если я хотела сохранить свою работу», - говорит Юлия Светлова. Она работает в отделе коммуникаций международной IT-компании, и поскольку у неё уже был израильский паспорт, она смогла найти жильё в офисе компании в Тель-Авиве.
Около миллиона евреев, иммигрировавших в Израиль после распада Советского Союза в 1990-х годах, внесли свой вклад в бум в секторе высоких технологий. Этот сектор сейчас выигрывает от новой волны иммиграции. Константин Смирнов, например, хочет пойти по стопам своих соотечественников и закрепиться в сфере цифрового образования.
Возможно, есть ещ# одна причина, по которой Россия хочет развалить Еврейское агентство именно сейчас. Предложение было сделано как раз в тот момент, когда Яир Лапид стал премьер-министром Израиля. В отличие от своих предшественников, он гораздо более критично относится к агрессивной войне России. Наблюдатели рассматривают заявление о запрете как предупредительный выстрел.
Пока продолжается разбирательство, у Москвы есть дополнительные рычаги давления на Израиль. Правительство в Иерусалиме в любом случае ходит по [«о*уенно» © 😀] тонкому льду, поскольку оно зависит от доброй воли Москвы в вопросах безопасности.
Россия контролирует воздушное пространство в соседней Сирии, где Израиль регулярно совершает атаки на иранские позиции, угрожающие его границам. Именно поэтому Иерусалим оказывает гуманитарную помощь Украине, но, в отличие от своих западных союзников, не поставляет оружие.
Если Москва действительно закроет Еврейское агентство в России, это станет «серьёзным событием, которое будет иметь последствия» для российско-израильских отношений, предупредил Лапид. Он отправил делегацию высокопоставленных дипломатов в Москву для посредничества - но они вернулись ни с чем.
В Израиле не очень надеются, что запрет удастся остановить. Натан Щаранский, который провёл девять лет в тюрьме как диссидент в Советском Союзе, а затем возглавил Еврейское агентство в Иерусалиме, призвал всех евреев в России на Facebook как можно скорее приехать в Израиль. Они не должны откладывать свои планы.
За работу переводчика на вредном для нервной системы производстве