Люблю наблюдать, как по водной глади идут корабли. Ощущается одновременно какая-то безмятежность и напряженность. Особенно это чувствуется, когда с керченских берегов наблюдаешь за судоходством в Керченском проливе - с вершин сопок открывается широчайший обзор на окрестности и корабли в проливе становятся небольшими полосками в этом пространстве.
Всегда думал, что судоходство проходит именно в проливе, однако, оказалось, что пролив - понятие сугубо географическое, а для кораблей сделан специальный судоходный Керчь-Еникальский канал, по которому они и двигаются в Черное море или порты Азовского моря. Причем даже каналом это можно назвать лишь относительно - на определенном участке в несколько исторических этапов углубляли дно пролива для прохода судов.
Керчь-Еникальский канал
Керченский пролив не глубокий, вдобавок к этому существует множество отмелей у косы Чушка и косы Тузла. Впервые о том, чтобы увеличить пропускную способность пролива задумались во второй половине 19 века. Тогда масштабы торговли в Азово-Черноморском регионе выросли в разы и необходима была возможность захода в Азовские порты крупных иностранных торговых судов. Углублять дно, строить Керчь-Еникальский канал начали в 1874 году и за три года глубина пролива была увеличена до до 5,7 метров - это был рукотворный фарватер, удобная "дорога" для крупных, по тогдашним меркам, кораблей.
Кстати, канал назвали не по названию крепости, а по названию градоначальства, которое складывалось уже из названий двух крепостей - Керчь и Еникале.
Снова углублять фарватер пришлось в 1903 году - глубину увеличили до 6,4 метров и немного увеличили длину - до 26,4 километров. А еще через 5 лет глубину канала увеличили до 7,3 метров.
В 1912 году была принята программа по дальнейшему углублению канала, однако, исторические события того времени помешали проведению работ. До 1969 года глубина канала оставалась на уровне проекта 1908 года. Все основные работы того времени были направлены исключительно на поддержание глубины канала. А также на подъем затонувших кораблей и других затонувших предметов после окончания Великой Отечественной войны.
Последняя реконструкция канала была проведена только в 1969-1970 годах, тогда канал расширили до 120 метров и углубили практически до 9,75 метров, увеличили радиус закругления поворотов. В 70-м году была объявлена проходная осадка по каналу в 8 метров.
Кстати, канал состоит из 4 колен (поворотов) - Павловское, Бурунское. Еникальское, названные по берегам Керченского полуострова, а Чушкинское колено - по названию косы Чушка.
Что представляет из себя Керчь-Еникальский канал сегодня? Его длина составляет 24,3 километра, ширина 120 метров. глубина 10 метров. Канал доступен для прохода судов длиной до 215 метров с осадкой до 8 метров. И скоростью прохода до 10 узлов. Суда длиной больше 160 метров и осадкой больше 6 метров проходят по каналу исключительно в светлое время суток. В период туманов, снегопада, дождей и при сильном ветре движение по каналу запрещается.
Интересный момент. На Керчь-Еникальском канале установлено двустороннее движение судов. Однако, если почитать пункт 47 "Обязательных постановлений по порту Керчь", то можно увидеть, что этим же пунктом установлено, что в зоне подмостового перехода устанавливается одностороннее движение для судов длиной более 20 метров. Такое требование для прохода судов под Крымским мостом практически сводит на "нет" установленное двустороннее движение.
Таманский судоходный путь
В период. когда Керчь-Еникальский канал был в ведении Украины, Морской администрацией порта Темрюк был создан Таманский судоходный путь на российской стороне пролива. Его глубины составляют до 4,5 метров, движение двустороннее.
ТСП проходит параллельно Керчь-Еникальскому каналу, на юге и севере с ним соединяется, длина его около 3 километров. Параллельно эти два пути идут и в зоне подмостового перехода.
Здесь опять упомяну заявленное двустороннее движение в проливе, которое по факту остается реверсивным. Если бы ТСП учитывали при проектировании Крымского моста, довели его глубину до уровня канала, то двустороннее движение имело бы место. Тогда, конечно же, пришлось бы строить мост с двумя арками - одна для прохода по каналу и другая для проходу по ТСП.
А пока часто на рейде на севере и юге скапливается множество судов, ожидающих своей очереди для прохода под мостом.
Телеграм наш. Больше фото, видео, комментарии и обсуждения - в нашем сообществе в ВКонтакте. Подписывайтесь!