Цитата из учебника «Практическое системное мышление»
«образование — это инженерия (главным образом модернизация) личности…»
Модернизация личности — как приведение способностей, знаний и навыков человека в соответствие с современным состоянием общества.
Думается сразу про два аспекта: навыки в психо-эмоциональной сфере и знания/ способности в этической сфере.
Очень ярко наблюдаю, как сильно поменялись нормы поведения и даже технологии управления изменениями в этих делах.
Например, раньше не знали, как быть с депрессией или с невозможностью сосредоточиться, и говорили про «загадки русской души», «русский сплин» и либо пороли, либо книги писали.
А теперь есть возможность преодолеть эти трудности, причем качественная работа будет вестись сразу на нескольких системных уровнях. Эти проблемы больше не кажутся чем-то фатальным, неискоренимым. Появились технологии их решения.
Или другой пример: раньше было принято жену бить, если перечит. Сейчас это не очень принято и в некоторых местах нашей планеты даже наказуемо. Поэтому надо учиться, как с ней, несогласной, разговаривать и что в себе поменять, чтобы уметь перестраиваться с кулаков на разговор словами.
Если кому-то кажется дикостью то, что я пишу про традиции бить жену, то я это, увы, не придумала, а была свидетелем семейной драки среди эмигрантов в центре Петербурга. На мой протест по поводу происходящего ответ был: «это моя жена!». Видимо, это достаточное основание для тех мест, откуда человек родом, но совершенно ничего не объясняет в условиях другой культуры.
Еще думается про то, что «современное состояние общества» — это ведь довольно неоднозначная история. Если человек, скажем, из Лондона возьмет, да и переедет в другую страну в небольшой городок с традиционной восточной культурой, ему придется тоже в некотором смысле доучивать себя до норм того общества, в котором оказался. В его современности произойдут значительные изменения. Несомненно, человек расширит свой кругозор, познакомится с нормами и нюансами другой картины мира. Можно ли назвать такие изменения прогрессом?
Такие неочевидные, но вынужденные изменения, по-моему, всегда стоит иметь в виду, когда мы ратуем за прогресс и современность. В ажиотаже по поводу прогресса на переднем крае человечества слишком просто упустить из виду, что в некоторых местах будущее, как оно видится из нашей точки пространства, еще не наступило.
И когда говорится, что «в некоторых местах будущее еще не наступило», очень хочется думать, что эти «некоторые места» где-то далеко или их как-то можно выделить на карте и ткнуть туда пальцем: вот тут есть компьютеры в каждом классе в свободном доступе, а тут — нет. Тут к детям в школе с уважением и обязательно через контакт глазами на уровне, который удобен ребенку, а тут — только окриком по фамилии в спину. Тут — бабушки и дедушки только совещательный голос в семье детей имеют, а тут — свои порядки продолжают устанавливать.
Но самое интересное — когда ткнуть пальцем отдельно от себя невозможно: в одном и том же человеке, внутри его мыслительных привычек соседствуют «прошивки» разных поколений. Пример: в рассуждениях о рабочем проекте пользуюсь SoTa-практиками (самыми современными подходами и алгоритмами), а по отношению к своим детям воспроизвожу модели воспитания 50-летней давности.
Или еще пример: специалист в области искусственного интеллекта. Он может использовать самое современное железо и софт для работы, но к собственному телу и собственной психике продолжает относиться так, как было принято лет 30−50 назад: воспринимает и то и другое как инструмент, как средство, но не как живое или как часть себя целого.
Интересно, кто-то еще замечает, как близко могут соседствовать «прошивки мозгов»?
#познавательное