Найти тему
Los Gatos

Хип-хоп. Такой разный подход к лирике

Потрещим, котаны?! #talkznhood@catfacedilla

Хип-хоп часто немыслим без жестокости. Она берёт начало ещё с тех мест, где растут и проводят своё детство большинство эмси — гетто-кварталы, внутри которых царят преступность и беззаконие. Позже всё это начинает выливаться в творчество. Но если одни исполнители прибегают к абстрактному повествованию и рассказывают выдуманные истории о перестрелках с полицией, налётах на район и ограблениях прохожих, то другие не боятся упоминать в своём творчестве теракты, различные ЧП, да и просто вещи, о которых говорить не принято.

Не трудно догадаться, о ком пойдёт речь в этой статье. Эминем во многом обязан своей сумасшедшей популярности именно скандалам, которые преследовали его на протяжении всей карьеры: от разрывного «Колумбайна» (американская школа, в которой в 1999 году произошёл массшутинг) в лирике Слима Шейди («злобное» альтер-эго Эминема) на треке «I’m Back» до перевоплощения в Стивена Пэддока (американский стрелок, устроивший стрельбу в Лас-Вегасе в 2017 году) 20 лет спустя в «Darkness».

Музыку Маршалла бойкотировали, ему неоднократно пытались сорвать концерты, его не принимали. Однажды, например, генеральный прокурор Онтарио Джим Флаэрти даже попытался не пустить Эминема в Торонто, остановив его на границе. Вот, что он тогда сказал:

«Я лично не хочу, чтобы в Канаду приезжали такие люди, которые продвигают в массы насилие над женщинами. Я читал его тексты, он не шутит в них. Они были наполнены насилием, они его продвигают, они восхваляют насилие над женщинами, убийства, избиение женщин, и я не могу это принять».

Мы уже знаем, что ни один из подобных случаев так и не помешал Эминему добиться сумасшедшей славы и множества мировых рекордов.

2000 год. Самоуверенный и так нелюбимый всеми вокруг Слим Шейди возвращается после триумфального «The Slim Shady LP», что вышел годом ранее. Трек, в котором Слим упоминает шутинг в школе «Колумбайн», так и называется — «I’m Back». Под жёсткий хорроркор-бит от Доктора Дре и Mel-Man (продюсер, работавший над «The Real Slim Shady», «Forgot About Dre», «Still D.R.E.» и др.) Слим расскажет нам о том, что хотел бы сделать со всеми, кого он так сильно ненавидит: заткнёт занудных критиков, которые попросят его «выражаться помягче», пройдётся по нудным поп-бэндам, которые тогда были довольно популярны среди подрастающего поколения, расскажет, с кем из шоу-бизнеса он хотел бы заняться сексом — с Дженнифер Лопес. Ну, и не постесняется упомянуть тот самый шутинг.

«Возьму семь детей из «Колумбайна», пусть встанут в шеренгу
В руках АК-47, револьвер, пистолеты
А ещё MAC-11 — думаю, это поможет мне решить все проблемы
Да, в школе сейчас полно тех, кого я так ненавидел, — покончу со всеми быстро и сразу»

«I’m Back» была выпущена всего через год после стрельбы в школе «Колумбайн», поэтому даже на версии альбома без цензуры пришлось убрать упоминания этого инцидента. И сделано это было отнюдь не по воле самого рэпера. В своей автобиографии «Angry Blonde» Маршалл писал о давлении на него лейбла, на который он был подписан — руководство запретило ему высказываться по поводу массшутинга. Эминем не считал, что трагедия в «Колумбайне» хоть как-то отличается от любой другой трагедии, произошедшей в США. Вместо того, чтобы сделать выводы и начать решать неотложные проблемы по типу установления более жёсткого контроля над оборотом оружия, власти упрятали случившееся куда-то в сундук, который они закинули глубоко под кровать. Предварительно этот сундук был закрыт на замок в виде табу на обсуждение этой темы. СМИ охотно помогали властям — в стране началась «охота на ведьм». Так всё происходящее после шутинга назвал Мэрилин Мэнсон, который неожиданно даже для самого себя оказался главным виновником стрельбы и в итоге, можно даже сказать, одним из пострадавших. Прошло всего ничего после того, как по телевизору и в газетах начали говорить о том, что устроившие стрельбу подростки были фанатами Мэрилина Мэнсона и одевались как он, но ни одна концертная площадка уже не хотела иметь с ним дел. Позже, конечно, всё-таки выяснилось, что Мэнсона они даже не слушали, но «отмыться» было уже сложновато.

И в такой сложный момент Эминем поддержал Мэрилина. Если на «I’m Back» Маршалл не ставил перед собой цели донести до масс своё мнение касательно «Колумбайна», а просто стрелял в слушателей самым противоречивым материалом, до которого только мог додуматься, чтобы вывести их на реакцию, то в «The Way I Am» он расставил все точки над i.

«Когда над каким-то парнем издевались всей школой и он устроил стрельбу
Они обвинили во всём Мэрилина, сверху придумали историй про наркотики
А где были его родители? О, только посмотрите теперь на них
Трагедия в центре Америки! Теперь они случаются и там
Прямо в центре развитого города, а не только в бедных кварталах
Так обвините в этом ещё и Эминема, обвините и его рэп»

Маршалл прямо говорит: вместо того, чтобы разобраться в проблеме, копнуть чуть глубже, всю вину берут и валят на первого подвернувшегося музыканта, творчество которого якобы способно толкнуть человека на преступление.

20 лет спустя Эминем выпустил «Darkness» — эдакий «трек с двойным дном». Здесь через сложное повествование он проводит параллели между своими выступлениями на концертах и подготовкой Стивена Пэддока к стрельбе, которую он совершил в Лас-Вегасе в 2017 году. В этот раз цель у рэпера была более продуманная и серьёзная — никаких танцев на костях от Слима Шейди. Маршалл (уже как обычный человек и гражданин своей страны) призывал людей обратить внимание на проблемы, связанные с американским оружейным законодательством. В конце клипа на «Darkness» можно найти адрес сайта с петицией, призывающей к изменению американских законов. И хотя в этот раз Эминем не хотел никого злить, он всё же затронул довольно щепетильную тему, которую, как наверняка посчитают многие, лучше обходить стороной.

На контрасте с Эминемом можно выделить одного из лучших рассказчиков историй девяностых — The Notorious B.I.G. В одном из своих самых популярных треков — «Gimme The Loot», он гордо и хвастливо повествует нам о том, как грабит каждого встречного прохожего на улице. Конечно, если бы эта песня была автобиографической, то её бы попросту не было. Бигги бы либо угодил в тюрьму, либо в больницу, а то и хуже. Всё потому, что в этой песне Бигги позволяет себе уж слишком многое. Настолько, что несколько особенно жёстких строчек пришлось подвергнуть цензуре при выпуске релиза. По сути, в треках двух этих исполнителей всё идентично: пушки, насилие и жестокость. Но ведь намного проще относиться к творчеству, когда оно является выдумкой изначально, не затрагивает реально существующих людей и произошедшие в обществе события, не так ли?

Так уж вышло, что в 2022 году до сих пор не была выведена формула, придерживаясь которой можно было бы создать идеальную песню. И покуда эту заветную тропинку никто не протоптал, артисты подходят к творческому процессу такими разными окольными путями. Кто-то из них возьмёт уклон чуть ли не в журналистский рэп, внутри которого рэперы озвучивают реалии повседневной жизни и делятся своим мнением насчёт значимых внутри социума событий. А кто-то посмотрит на это, почешет голову и придумает историю, которой никогда и не было. И каждый слушатель сам решает, что из этого придётся ему по душе.

А что выбираете вы, котаны?

#хип-хоп #рэп #лирика #эминем #Eminem #the notorious b.i.g. #бигги