Найти тему
Московская газета

Кому нужны дома на металлокаркасе, кроме металлургов?

   Кому нужны дома на металлокаркасе, кроме металлургов?
Кому нужны дома на металлокаркасе, кроме металлургов?

Специалисты оценили перспективы строительства жилья из металлокаркаса в масштабах страны

Минстрой обсуждает идею массового строительства многоэтажных жилых домов на металлокаркасе, пишет издание «Ведомости», в распоряжении которого оказался соответствующий документ Минстроя. Отмечается, что дома, о которых идёт речь, будут строиться гораздо быстрее, чем привычные всем нам монолиты из железобетона. Проект 17-этажного этажного жилого дома с каркасом из металлоконструкций разработала компания «Северсталь», сообщил «Forbes». «Московская газета» уже писала о проблемах российских металлургов из-за падения экспорта стали и нехватки импортного оборудования и комплектующих.

Развёрнутый комментарий специалиста о проекте многоэтажного жилого дома на металлокаркасе дали «Московской газете» в пресс-службе «Северстали».

Пилотные проекты строительства таких домов при участи девелоперов запланированы к 2023 году, сообщили в пресс-службе компании.

«Типовые проекты в жилом домостроении востребованы и активно применяются крупнейшими девелоперами. Аналогичные тиражируемые проекты с применением стального каркаса также могут найти широкое применение в домах класса эконом и комфорт, которые составляют основной объём застройки. Основное преимущество конструктива со стальным каркасом – скорость возведения, — отмечается в комментарии специалиста «Северстали». — Это преимущество только усиливается при применении типовых проектов, так как сокращается срок проектирования и производства металлоконструкций за счёт их типизации и унификации сортамента применяемого металлопроката. Для жилья более высоких классов металлический каркас также несёт свои преимущества – помимо сроков строительства появляется возможность формирования более свободных и просторных планировок с большими пролётами. Эти проекты в основном уникальные и не тиражируются, но в них мы также видим большой потенциал для применения новой технологии.

В компании отметили, что основа решения 17-этажного дома – металлический каркас, состоящий из колонн, балок и связей: «Основные колонны и балки – сварной двутавровый профиль, связи преимущественно из квадратных труб. Основной скелет здания дополняется монолитными перекрытиями по несъёмной опалубке из профилированного листа. Что примечательно: несмотря на то, что от бетонных работ полностью уйти пока не удалось. Мы добились полного исключения опалубочных работ, так как сам каркас и профлист выполняют роль опалубки. Также рассматриваются варианты устройства перекрытий со сборными железобетонными плитами, что ускоряет монтажные работы. Далее весь металлический каркас зашивается в межквартирные стены или стены общих помещений. Материалы, которыми устраиваются стены, выполняют сразу две функции: отделочную и огнезащитную. Для дополнительного ускорения монтажных работ в наших решениях для ограждающих конструкций мы предлагаем применять каркасно-обшивные стены, которые собираются панелями в заводских условиях и приезжают на стройку в виде готового изделия. Также данное решение позволяет добавить дополнительные квадратные метры в квартиру за счёт того, что в отличие от газобетонных блоков эта стена не ставится на перекрытие, а навешивается снаружи. Таким образом, по периметру этажа получаем дополнительные 250 мм за счёт того, что стена находится за периметром этажа».

В пресс-службе добавили, что «Северсталь» развивает собственное производство металлоконструкций уже довольно давно — у компании есть собственная площадка по производству конструкций – «Северсталь Стальные Решения», которая может производить металлоконструкции любой сложности.

«Помимо этого, мы активно развиваем партнёрство с производителями готовых изделий из металлопроката, чтобы иметь возможность удовлетворять все потребности тех клиентов, которые приобретают не только металлопрокат, но и изделия, а в некоторых случаях и готовые проекты. Мы развиваемся во всех направлениях чтобы быть ближе к конечному заказчику – в данном случае, к девелоперу. Для удовлетворения его потребностей мы развиваем не только направление поставки изделий и конструкций из металла, но и инжиниринг и собственное проектирование», — добавили в пресс-службе «Северстали».

Инициатива массового строительства жилья с использованием металлокаркаса нуждается в дополнительной проработке, к тому же, применение этой технологии может быть только ограниченным, высказала свое мнение «Московской газете» руководитель отдела мониторинга цен ГК «Гранель» Елена Миронова.

«Нечеткая нормативная база и строгие меры противопожарной безопасности сдерживают сегодня применение стальных конструкций при возведении жилых домов. Для активного развития такого строительства типовых проектов недостаточно. Требуется комплексный подход к решению всех вопросов. Использование металлокаркаса в отрасли будет расти, но в ограниченных масштабах. Проекты на металлокаркасе реализуют в основном при создании паркингов, складов, физкультурно-оздоровительных комплексов, административных зданий малой этажности и, конечно, в промышленном строительстве. Препятствуют активному использованию металлоконструкций в высотном строительстве существующие требования к огнестойкости. Средства же обработки поверхностей для ее усиления дают значительное удорожание. По этой причине, вероятно, есть ограничения в применении таких конструкций при строительстве школ и детских садов. Программы по увеличению доли применения металлоконструкций могут сработать в сфере промышленного строительства. В других сегментах достичь эффекта сложнее из-за сдерживающих факторов», — сказала Елена Миронова.

О строительстве домов на металлокаркасе говорится в течение года, напомнил в беседе с журналистом издания генеральный директор ЗАО «ТольяттиСтройЗаказчик» Геннадий Евокимов. При этом, как будут вести себя такие дома в нашей климатической зоне, непонятно, отметил специалист.

«Мы в Тольятти не встречали, чтобы кто-то реально взялся за такие проекты в сфере жилого строительства. Да, строительство коммерческих объектов из лёгких металлоконструкций идёт не первый год и в больших объёмах, и заводы такие есть, в том числе, в Тольятти, но это не жильё. Да, индивидуальное строительство таких домов существует; в Тольятти тоже есть частные малоэтажные дома на металлокаркасе, но ведь речь идёт о многоэтажном жилом строительстве», — говорит Геннадий Евдокимов.

У монолитных домой тоже есть металлический каркас, заметил строитель: «Каркас должен быть чем-то зашит, должны быть ограждающие конструкции. Монолитные стены, колонны, перекрытия, а остальное — ограждающие конструкции: блоки, пеноблоки, керамзитобетонные блоки, кирпич. Или навесной фасад. В домах на металлокаркасе — то же самое, только вместо монолита и колонн — металлические конструкции, которые чем-то заполняются: пенобетоном, газобетоном, керамзитобетоном».

Чем закончатся призывы к жилому строительству на металлокаркасе, не известно, считает Геннадий Евдокимов

«Возможно, эта практика увеличит темпы или объёмы строительства. Дом на металлокаркасе строится быстрее и легче. Но ведь металл — дорогой, хотя сейчас цена на него и остановилась а росте. При этом железо подвергается коррозии, тогда как бетон стоит тысячелетиями. Но возникает, конечно, вопрос: если не строить таких домов, куда металлургам девать свои продукцию?» — рассуждает замгендиректора «Тольяттистройзаказчик».

Строительство домов на металлокаркасе не интересно ни девелоперам, ни покупателям, высказала своем мнение. «Московской газете» эксперт в сфере недвижимости и строительства, вице-президент Международной академии ипотеки и недвижимости Ирина Радченко.

«Это будут разовые проекты, — считает эксперт. — Может быть, например, в Череповце дома на металлокаркасе будут популярны. Но того, что они дойдут до Москвы, и девелоперы резко перестроятся с монолитных домов на металлокаркас, я представить не могу. Строительство дома — это когда у тебя есть технологии, заказы, всё отлажено, как часы, при этом у многих девелоперов есть свои бетонные заводы. Почему девелоперы должны переходить на металлокаркас с монолита, отказываясь от своих бетонных заводов?»

Дома на металлокаркасе строятся быстрее, чем монолитные, но быстрее — не значит дешевле, отметила Ирина Радченко.

«Для любого коммерсанта важна не только скорость, но и стоимость работ. Металл просто не может быть дешевле бетона. Песка, сырья для производства бетона, просто гораздо больше, чем металла. Бетонных заводов везде полно, никаких особых проблем из-за санкций они не испытывают. А везти металл из далека на стройку в Подмосковье... Думаю, эта идея раскручивается для ажиотажа, чтобы металлургам было куда реализовать избыток металла», — считает собеседница «Московской».

Клиенты девелоперов, покупатели жилья привыкли к определённого качества домам, к устоявшейся технологии строительства, подчеркнула Ирина Радченко: «Есть монолитные дома, есть панельные, — а это тоже бетон. И почему, например, я должна покупать квартиру в невиданном ранее на рынке доме из металла, с непонятной для меня звукоизоляцией, теплоизоляцией? Я не знаю ни одного дома на металлокаркасе, построенного в Москве или Московской области».

Возможно, таких домов в Москве и Московской области нет. Однако, они есть неподалёку — в Калужской области, в окрестностях города Обнинск. Как сообщает Forbes, застройщик «Андромета» построил в Калужской области шестиэтажный трёхсекционный дом на основе каркаса из лёгких стальных тонкостенных конструкций. Возможно, этот, в частности, жилой комплекс имеет в виду Минстрой, говоря об «успешном опыте строительства многоэтажных домов...с расширенным использованием металлоконструкций» (цитата из материала «Forbes» — прим. редакции).

Шестиэтажный секционный дом находится в составе ЖК «Гармония», который был построен в 2015 году по технологии «Стилтаун» в Калужской области в деревне Кривское на ул.Центральной, 61. Из обращения дольщиков дома от 2016 года к покойному ныне Владимиру Жириновскому видно, что Госстройнадзор по Калужской области сначала не выдавал разрешения на ввод одного из домов ЖК «Гармония» в эксплуатацию. В 2018 году «Андромета» получила разрешение калужского Госстройнадзора.

Информации о том, что с домами в ЖК «Гармония» что-то не так, в открытых источниках нет. Но вопрос, что помешало калужскому Госстройнадзору сразу согласовать разрешительную документацию, остался.

Возможно, в ближайшее время металлокаркасные решения при строительстве многоэтажек станут реальными и успешными в масштабах страны, если Минстрой и металлурги найдут веские аргументы для девелоперов и потенциальных покупателей недвижимости на стальном каркасе, пока сомневающихся в эффективности подобного строительства. Хотя очевидные преимущества есть: это ускорение сроков в два раза и всесезонность строительно-монтажных работ.