Не мне вам рассказывать, сколько в последние годы говорят о повышении престижа профессии учителя. Только дальше разговоров особо дело не двигается. Небольшие (и интересные) подвижки есть, но о них в другой раз.
Тут наткнулся на свежее интервью с участием Министра просвещения С.С. Кравцова. На вопрос о том, как поднять престиж ответ дан чётко и понятно:
«Престиж профессии учителя вырастет, когда мы будем говорить хорошее о них. А не так, что один что-то плохое сделал и его вся страна обсуждает неделю»
Жаль, что ответ не полный (см. дальше)
В России по данным на май 2022 чуть больше двух миллионов педагогов (от дошкольников до вузовских преподавателей). Если посчитать по стране случаев нелицеприятных поступков педагогов, штук 20, попавших в СМИ, мы насчитаем, но это 0,001% от всего педсостава страны. Только глупцу придёт в голову мысль переносить какой-то казус на всех учителей и преподавателей. Понятно, что СМИ раздувают, но своя-то голова должны быть на месте. И если наш министр (при всём у нему уважении) считает, что престиж зависит только от этого, то хотелось бы отослать его к научной литературе. Вот первая статья, которая мне попалась на Киберленинке. Что мы там видим:
«Престиж любой профессии … складывается из многих факторов: социальных, психологических, экономических, политических и даже случайных»
Сергей Сергеевич первую составляющую (социальную) частично осветил.
Читаем следующий абзац в статье:
«Если препарировать понятие «престиж профессии» хотя бы на элементарные составляющие, станет понятно, что оно состоит из самого широкого спектра компонентов: от субъективного отношения конкретного человека к конкретной профессии до «статуса» профессии на рынке труда»
Куда министерство в своём подходе к оценке престижности учителей потеряли ««статус» профессии на рынке труда» не понятно. Продолжаем читать:
«… престиж профессии – это, скорее, набор характеристик, формируемых общественным мнением, на основе таких данных, как статус специалиста, стандарты профессии, её социальная функция, уровень заработной платы, условия труда, степень развития корпоративной культуры и многое другое»
Тут надо разбираться по пунктам:
1) Статус специалиста и стандарты. Проработавшие в школе хотя бы несколько лет уже могут, как мне кажется, считаться специалистом. Если педагог, конечно, старался таким специалистом стать. Стандарты повышаются постоянно. Ещё и новая система аттестации на новые квалификационные категории тоже заставит подтянуть свои учительские компетенции. Можно сказать, что ситуация идёт в гору, медленно, но неуклонно.
2) Социальная функция. О том, насколько важна профессия учителя, не говорил уже только ленивый, так что тут всё в порядке.
3) Уровень заработной платы. Вы сами всё понимаете. У меня через дорогу в магазин разливного пива требуется продавец с зарплатой больше, чем я получаю за две ставки. Пример, конечно, не отражает всей сложности, но показателен.
4) Условия труда. В разных школах по-разному. Бывал в разных городах и школах. Где-то учительская с креслами и диванчиками, а где-то у учителей нет ни раздевалки, ни учительской. Про ветхое состояние школ я молчу. Работает ли министерство над этим? Работает, пусть и в своём темпе. В Нашем регионе в этом году почти 60 школ будет отреставрировано изнутри и снаружи + строятся новые школы (в рамках нацпроекта «Образование»). Худо-бедно что-то делается, но далеко не предел мечтаний.
5) Степень развития корпоративной культуры. Я бы разделил это на две составляющие. Во-первых, в конкретной школе всё зависит от администрации и традиций ОУ. Во-вторых, корпоративной культуры учителей в рамках всей страны вообще почти не существует. Региональные отличия настолько сильны, что создать что-то единое в данном вопросе – это непростая задача. Всероссийских учительских «движух» стало побольше: конкурсы, форумы, фестивали и пр. Участвовал в нескольких таких; интересно и полезно. Только попасть туда может ограниченное количество педагогов, потому что где-то конкурсный отбор, где-то нужно оплачивать дорогу и проживание самому (и не всегда компенсируют); к тому же чаще всего региональные ведомства, министерства и департаменты решают, кто и куда поедет, а попасть в их поле зрения может попасть далеко не каждый. Так что с корпоративной культурой всё не просто. Ах да, забыл: была идея в следующем году сделать какое-то федеральное шоу с учителями; посмотрим, что из этого выйдет.
К чему я это всё? Нужно ли создавать положительный образ профессии учителя/воспитатель/преподавателя? Конечно, как и престижность любой профессии (не запрещенной законом)! Почему до этой светлой мысли доходили целых три десятилетия – для меня загадка (целое поколение успело смениться). Только это почти ничего не решит. Если ты знаешь, сколько учитель получает и в каких условиях работает и живёт (на сегодняшний момент), то учительской профессией ты вряд ли загоришься. Только если призвание и желание совпадут вместе (или крайняя необходимость ввиду отсутствия работы).
Я проработал в школе 7 лет (на текущий момент). 6 лет выпускаю 11-классников. Знаете сколько моих учеников пошло работать в школы? Двое! А похоронили и с почетом отправили на пенсию за это время восьмерых. И показом красивых роликов ситуацию кардинально, как мне кажется, не поменять. Может я и ошибаюсь. А может быть в закон "Об образовании" впишут "престиж профессии учителя/педагога", дадут ему своё определение и именно его и будут поднимать.
Что вы думаете по этому поводу? Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал. Бодрого духа, здоровья и крепких нервов в наступающем новом учебном году.