Около месяца назад я разместил статью, в которой сказал, что судьба Украины будет решаться не на Донбассе.
Потому что Донбасс, а также Харьковская область фактически Украиной уже потеряны. Да, это случится не завтра. Будут серьезные бои, будут жертвы. Но по большому счету, закономерный финал - вопрос только времени.
Из Харькова в западную часть страны уже вывезены значимые заводы вместе с наиболее ценными специалистами. С пограничным столбом воины ВСУ уже сфотографировались. Теперь удержать от сдачи город, находящийся в сорока километрах от российской границы, вряд ли будет возможно.
А вот Юг – здесь ситуация менее однозначна и достойна очень серьезного анализа, но увы, как говорят военные, не по моей кафедре. Поэтому я посмотрю на нее только с одной стороны – как географ.
Итак, здесь мы видим два города: Херсон и Николаев, между которыми напрямую – всего 59 км. Первый перешел под управление России в самом начале СВО, второй до сих пор остается основным опорным пунктом ВСУ в регионе.
Уже несколько недель, как Украина анонсировала освободительный поход на Херсон, подтянула на направление значительные силы, но пока никаких успехов не достигла.
Россияне тоже перебросили на правый берег Днепра около 30 БТГ. По численности это, конечно, несопоставимо с противостоящими силами ВСУ, которые по оценкам имеют тут более, чем десятикратное превосходство в живой силе.
Однако то, что Россией переброшены именно десантники, говорит о планируемом наступательном, а не оборонительном характере действий.
Географический ландшафт в рассматриваемом регионе – степной, открытый, почти безлесный. Про такой говорят: сто дорог, и все - твои. Сосредоточить на такой местности наступательный кулак скрытно для противника в условиях тотального видеоконтроля – практически невозможно.
Единственное прикрытие для накопления – городская застройка. ВСУ пробовало это уже не раз, но россияне планомерно уничтожают все выявленные места сосредоточения.
Со своей стороны, и украинцы, пользуясь наличием «Хаймарсов» ежедневно долбят по мостам, связывающим правобережный плацдарм россиян с «большой землей». Многострадальный Антоновский мост в Херсоне уже получил около сотни пробоин, но стоит. Строили в СССР с запасом, в расчете на атомную войну.
Удары наносятся также и по базам снабжения на левом берегу и даже в Крыму. Причем в последнем случае есть опасения, что ВСУ уже получили в свое распоряжение дальнобойные ракеты и теперь провоцируют и прощупывают ПВО Крыма перед нанесением каких-то еще более серьезных ударов. Во всяком случае, про Крымский мост они твердят очень настойчиво.
В целом стороны напоминают двух борцов, схватившихся в желании опрокинуть противника мощным решающим броском, но при этом все время подрезающих друг другу коленные сухожилия, для того чтобы не то, что бросок, а даже крохотный шажок был абсолютно невозможен.
За схваткой пристально наблюдают европейские, заокеанские, да и прочие специалисты, подсовывая новые удобные ножи для подрезки сухожилий, и здесь обольщаться не надо: они сделают все возможное, чтобы ни один из борцов не победил, а оба скончались на ринге, истекая кровью.
И вот в этих условиях мы все-таки видим, что со стороны российского командования нет признаков готовности отхода на относительно безопасный левый берег Днепра.
Наоборот, есть продвижение в сторону Николаева. Недавнее занятие Благодатного дает возможность не только закрепиться на новом рубеже, но и открывает путь для наступления вдоль Ингулецкого канала в направлении самого города.
Обороняющимся здесь придется непросто. Застройка старая, сплошь одноэтажная, мазаные хаты. А улица Новостройная, отделяющая южные окраины Николаева от центра – это широкая дорога прямо к дельте Южного Буга, также застроенная очень слабо и поэтому очень уязвимая для танковой атаки.
А ведь Благодатное обороняли морпехи 35-й ОБрМП, и военнослужащие 46-й отдельной десантно-штурмовой бригады ВСУ. Это элитные части, которые держали плацдарм на восточном берегу реки Ингулец, с которого ВСУ как раз и планировало наступление на Новую Каховку, (планируя, видимо, вновь победно отрезать водоснабжение Крыма по многострадальному каналу).
Одновременно с этим российские войска прижимают противника к окрестностям Николаева с южного направления, со стороны находящейся на берегу Днепровского лимана Александровки.
Потеря Александровки – также большая неудача ВСУ, которая может иметь далеко идущие последствия. Части 28-й ОМБр ВСУ отошли в окрестности Лупарево, от которого до южной части Николаева всего 14 км.
Там, правда высокий правый берег на другой стороне Южного Буга, с которого вся левобережная часть - как на ладони (снова вспоминаем силу Кориолиса), и Николаев после его занятия российскими войсками может подвергнуться жесточайшему артобстрелу. Но тут уже надо думать военным.
Произошедшие события, безусловно, вызывают вздох облегчения в Херсоне, который не знал серьезных боев и разрушений, и одновременно добавляют уныния властям Николаева.
Но впадать в чрезмерный оптимизм россиянам рано. Степь, конечно - союзник ВКС РФ. Но она коварна тем, что стоит прозевать прорыв противника даже небольшими силами на любом из участков, и бед не оберешься. Любая ошибка может стоить очень дорого.
Если ВСУ удастся рассечь российскую группировку на две части, они могут блокировать ее, учитывая, что мосты через Днепр практически выведены из строя, а все возможные понтонные или паромные переправы находятся в зоне досягаемости украинской артиллерии. У ВСУ, правда, совсем нет опыта подобных масштабных наступательных операций.
Самое опасное здесь для России состоит в территориальной, логистической и инфраструктурной близости Запада. США и Европа твердо заявили, в том числе на прошедшей «Крымской платформе», что победы России они не допустят. Резервы и возможности у них очень велики, и можно не сомневаться: они их задействуют.
В этой связи особое внимание стоит обратить на Крым. Полуостров - основная база снабжения всей российской группировки на юге Украины. О размерах размещенных здесь складов наглядно говорит случай с подрывом арсенала под Джанкоем. Разрывы боеприпасов продолжались целые сутки.
Кроме складов, на полуострове дислоцируются военные базы и большая часть авиации, задействованной россиянами на рассматриваемом театре действий.
Как я уже говорил, полеты украинских БПЛА над полуостровом стали происходить регулярно. Напрашивается вывод: жертвуя дешевыми беспилотниками, украинцы пытаются вскрыть российскую систему ПВО. И видимо, неспроста.
Пока официального подтверждения поставок Киеву дальнобойных американских ракет типа ATACMS, способных достать до Крыма, нет. Но издание Politico, ссылаясь на источники в Пентагоне, заявило, что США уже сейчас, возможно, тайно передают Киеву мощное оружие: противорадиолокационные боеприпасы HARM и оперативно-тактические ракеты ATACMS для РСЗО HIMARS и M270 MLRS.
В этих условиях если российским десантникам удастся войти в Николаев, это будет событием огромной важности и иметь не только военно-тактическое, но моральное, политическое и, возможно, стратегическое значение.
Потому что как бы ни был огромен и важен Харьков, фактически вторая столица Украины, его потерю украинские СМИ смогут представить как временный шаг в тонкой военно-тактической игре.
Потеря же Николаева будет очевидно для всех означать тщетность всех объединенных усилий Запада и неспособность ВСУ не только наступать, но даже обороняться превосходящими силами.
Далее для России просматриваются захватывающие дух перспективы: выход к дружественному Приднестровью, к вольному городу Одессе, перекрытие важного канала западной помощи через Румынию и отсечение Украины от Черноморского побережья.
Учитывая неизбежную при таком развитии событий деморализацию противника, это в значительной мере будет означать достижение СВО основных декларированных целей.
История разворачивается на наших глазах. Мы живем в учебнике. Новый мир, как и прежде, рождается в огне и крови. И почему нельзя иначе?
(подробнее об авторе и его книгах см. https://sptaradin.ru/)
И не забываем лайк!
Читайте также: