В самом великолепном здании в стиле барокко в Санкт-Петербурге сейчас находится Эрмитаж, но в его интересной и богатой событиями истории есть нечто большее, чем просто коллекция шедевров.
Дворец можно назвать сердцем Санкт-Петербурга и самым узнаваемым зданием города. В честь него названы главная площадь города - Дворцовая, величественная Дворцовая набережная на реке Неве и Дворцовый мост - достопримечательность Санкт-Петербурга. Кроме того, центральная улица города - Невский проспект - начинается у Зимнего дворца и далее уходит вглубь города.
1. Это пятый Зимний дворец
В 18 веке было построено несколько "зимних" дворцов, и нынешний - пятый по счету. Два дворца были возведены при Петре Великом. Первый был временным и деревянным, а во втором, каменном, Петр I прожил последние годы своей жизни и именно здесь он умер. Долгое время он считался утраченным, но в 1970-1980-х годах под Эрмитажным театром были обнаружены части его помещений - сейчас некоторые из них отреставрированы и открыты для посетителей.
Резиденция императрицы Анны Иоанновны считается третьим дворцом. По сути, это был дворец Петра I, но перестроенный его племянницей. Дочь Петра I, Елизавета Петровна, придя к власти, захотела еще более величественный и просторный дворец, поэтому для нее был построен четвертый, временный Зимний дворец... но затем его разобрали и построили нынешний дворец.
2. Он был построен итальянцем
Окончательный проект показного дворца в стиле барокко был разработан главным архитектором итальянцем Бартоломео Растрелли. Он построил для нее не один дворец, но этот должен был стать самым великолепным. Его строительство заняло восемь лет и императрица не дожила до завершения работ.
После недолгого правления Петра III в результате дворцового переворота к власти пришла его супруга Екатерина Великая. Она, естественно, тоже решила переоборудовать дворец для себя. В середине 1760-х годов, в соответствии с ее указом, были удалены излишние барочные "изыски" в декоре, что придало зданию более строгий вид. Екатерина также перестроила несколько комнат для размещения своего фаворита Григория Орлова как можно ближе к ее личным апартаментам.
3. Это была главная резиденция императоров на протяжении 150 лет
Он не случайно называется "Зимним" дворцом. Летом монархи предпочитали уезжать за город - у каждого из них была своя великолепная резиденция и более того, не одна - Петергоф, Царское Село, Павловск. Все они имели роскошные парки, в них устраивались многочисленные развлечения.
Но зимой все цари династии Романовых, начиная с Екатерины Великой, неизменно жили в Зимнем дворце (кстати, во дворце было более 400 печей для отопления такого большого помещения). Это был главный императорский дворец России, официальная резиденция с тронным залом.
После первой русской революции 1905 года царь Николай II больше не хотел жить в центре Санкт-Петербурга, на виду у всех. Он перенес официальную императорскую резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе, где он и его семья прожили следующие 12 лет.
4. Во дворце более 1 000 комнат
В Зимнем дворце три этажа, его планировка прямоугольная с внутренним двором. Он имеет четыре фасада (которые немного отличаются по дизайну). Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь, считается главным - на нем расположен парадный вход, окантованный тремя арками. Северный фасад обращен к Неве.
Здание украшено двумя рядами бесчисленных колонн. По периметру на уровне крыши расположены скульптуры и вазы. Со стороны Невы длина дворца составляет 210 метров, а высота - 23,5 метра. Согласно императорскому указу, изданному в 1844 году, было запрещено возводить жилые здания выше Зимнего дворца.
В Зимнем дворце насчитывается в общей сложности 1084 комнаты. Интерьеры парадных комнат, личных покоев и будуаров являются произведениями искусства. Каждой царской особе, проживающей во дворце, отводилось более 10 комнат. Отдельные апартаменты были выделены супруге императора (после Екатерины Великой страной правили только мужчины). Во дворце жили и дети монарха, а позже, например, будущие невесты или женихи детей. После свадьбы молодожены обычно переезжали в свои собственные дворцы.
Иногда несколько комнат превращались в частные апартаменты для размещения высокопоставленных лиц. Кроме того, по приглашению императора в Зимнем дворце могли жить или останавливаться люди, не связанные с императорской семьей. Придворный персонал также жил во дворце, как и фрейлины, которым отводилось до трех комнат.
5. Во время Первой мировой войны дворец использовался в качестве военного госпиталя.
Во время Первой мировой войны по приказу императора пустующие комнаты дворца после его освобождения царской семьей были переданы для использования в армии. В 1915 году здесь был открыт военный госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. В шести комнатах царского дворца было оборудовано около 1 000 коек для раненых военнослужащих, а также отдельная операционная. Сама императрица и ее дочери были медицинскими сестрами, помогая перевязывать раны раненых.
6. Стал символом революции 1917 года
Ключевым событием Октябрьской революции 1917 года, когда власть перешла к большевикам, стал "штурм Зимнего дворца". Известные кадры кинохроники, показывающие солдат, бегущих к дворцу - это всего лишь драматическая реконструкция. На самом деле Зимний дворец был взят практически мирно, выстрелы нескольких артиллерийских орудий лишь поцарапали карниз дворца, а крейсер "Аврора" произвел один холостой выстрел. Временное правительство, размещавшееся в Зимнем дворце, охранялось очень плохо, кто-то совсем забыл закрыть задние ворота, поэтому штурмующие без кровопролития проникли во дворец и арестовали правительство.
7. Это было бомбоубежище во время Второй мировой войны
22 июня 1941 года сотрудники музея начали срочно готовить коллекцию к эвакуации. В течение месяца было упаковано и отправлено более миллиона произведений искусства. Но далеко не все удалось эвакуировать, так как к сентябрю 1941 года уже началась блокада Ленинграда.
В комнатах и подвалах Зимнего дворца были устроены бомбоубежища, в которых от обстрелов и воздушных налетов укрывались до 2 000 человек. Многие сотрудники музея постоянно жили во дворце со своими семьями, одновременно продолжая работу по защите оставшихся экспонатов. Зимний дворец неоднократно подвергался обстрелам: Некоторые комнаты и парадная лестница были сильно повреждены, снаряд попал в царскую каретную рубку.
В 1944 году, после снятия осады, Зимний дворец снова открыл свои двери для посетителей, но реставрация и восстановление продолжались еще долгое время.
8. Он стал зеленым только в 20 веке
При Екатерине II дворец был выкрашен в песочный цвет, как резиденции французских королей и австрийских императоров. В середине XIX века Николай I приказал изменить цвет фасада на кирпично-красный.
Фисташково-зеленым с белыми колоннами он стал в советское время, в 1946 году - в результате послевоенных реставрационных работ.
9. Сегодня в Зимнем дворце находится музей Эрмитаж
Зимний дворец - главное здание ведущего художественного музея страны - Эрмитажа. Но это далеко не единственное его здание. Датой основания Эрмитажа считается 1764 год - в этом году Екатерина II приобрела огромную коллекцию картин. Для ее размещения она пристроила к Зимнему дворцу крыло, известное как "Малый Эрмитаж" (т.е. место уединения).
Коллекция становилась все больше, и в результате специально для музея было построено еще одно, более значительное здание, известное как "Большой Эрмитаж". Строго говоря, сам Зимний дворец стал музеем только после революции - сюда перевезли часть коллекции и построили переходы, соединяющие его с другими соседними флигелями. Эрмитаж - самый большой и посещаемый музей страны, в котором хранятся бесценные предметы западного и русского искусства (здесь представлены главные шедевры).
10. В Зимнем дворце живут кошки
Эрмитажные коты - неофициальные символы музея. Первые из них появились в более ранней "версии" Зимнего дворца - их привезли из Казани в 1745 году, чтобы помочь справиться с мышами и крысами. И они защищали казенные апартаменты от последних лучше любого яда. Во время блокады Ленинграда многие из кошек погибли - впоследствии около 5 000 кошек были отправлены в Эрмитаж жителями Сибири. Директор музея Михаил Пиотровский является убежденным сторонником присутствия кошек, называя их "легендой" Эрмитажа и "неотъемлемой частью" жизни музея.