Идея о необходимости и незаменимости репетиторов прочно утвердилась в общественном сознании. Родители, задумавшие наградить детей высшим образованием, задолго до выпускного класса начинают искать варианты. То, что школьных знаний недостаточно, уже не подвергается сомнению. Эта идея породила несколько мифов. Первый: без репетиторов школьную программу не освоишь. Второй: только репетиторы гарантируют поступление на бюджет. Но практика показывает, что это не совсем верно.
Здравствуйте!
Сейчас, конечно, бессмысленно вспоминать светлое прошлое, когда все школьники учились сами. На дворе давно уже другая реальность. Услуги репетиторов востребованны и разнообразны. От выполнения домашних заданий до подготовки к олимпиадам. Конкуренцию традиционным домашним педагогам составляют онлайн-школы, вебинары и центры образовательного досуга. Такой широкий выбор предложений порождён повышенным спросом. Кажется, что все, ВСЕ, кто заботится о будущем своих детей, обязаны обеспечить их дополнительными занятиями. Иначе пойдёт ребёнок двор мести (кстати, очень нужный навык).
В итоге формируется опасное заблуждение: что образование доступно только людям состоятельным. Кто может позволить себе траты на репетиторов – тот и даст ребёнку возможность учиться в вузе.
Родителям умненьких детей приходится заранее подбивать бюджет, планируя дополнительные расходы на образование. Даже если ребёнок легко справляется со школьной программой, проявляет живой интерес к знаниям, родители уверены: репетитор нужен. А вдруг что-то упустили?
Репетиторы, надо сказать, эту уверенность подкрепляют. В период ЕГЭ на всех форумах щедро оставляли комментарии:
Мой ученик сдал на 100 баллов. Остальные на 98-96. Был один, который в прошлом месяце из леса вышел, совсем неграмотный – тот на 70.
Другие варианты подобных комментариев:
Моя дочь сдала на 100, она занималась в онлайн-школе «Нашли простачков за 4 сольдо»
Очень хочется верить таким заявлениям. Что есть человек, который вручит твоему ребёнку ключ к успеху. За разумное вознаграждение.
Эта прекрасная картина легко разбивается о реальность. В этом году в нашем миллионном городе ЕГЭ на сто баллов сдали 24 человека. Это общий результат по всем предметам. А репетиторов в городе на два порядка больше.
Репетитор не может гарантировать высоких баллов на ЕГЭ. Разве что он сам его и проверяет.
Моя старшая дочь уже получила образование. Бакалавриат и магистратура на бюджетной основе. Младшая в этом году поступила именно на то направление, на которое хотела. На бюджет.
Мои дети никогда не занимались с репетиторами.
Тут, конечно, нужны пояснения. Обе дочери – гуманитарии. В этом они пошли в меня. Сдавали литературу, историю, обществознание и английский. И обе они изначально планировали учиться в родном городе.
Подруга младшей дочери в этом году поступила в петербургский университет на гуманитарную специальность. Результаты ЕГЭ – от 89 и выше. Готовилась самостоятельно. Но она с первого класса – круглая отличница, призёр олимпиад и гордость школы.
Конечно, ни дочь, ни её подруга не ограничивались выполнением домашних заданий. Сами много занимались. И учителям нашим огромное спасибо и низкий поклон за то, что поощряли детей в поиске знаний.
Но это гуманитарные предметы - информация по ним находится в общем доступе. Что насчёт сакральных знаний? Тоже знаю примеры самостоятельной успешной подготовки.
Знакомый мне молодой человек сдал математику на 100 баллов, а физику на 98. Ни разу не обратившись к репетиторам за 11 школьного обучения. Но это – понятное дело – очень одарённый юноша, который для лёгкого чтения использовал сборники задач. (Знаете, такие книги, в которых написаны непонятные заклинания, а физики-математики говорят: Смотри, какая интересная задача).
Ещё одна девушка, поступившая в солидный московский вуз, готовилась к экзамену по физике самостоятельно. Штудировала старые советские учебники, искала в интернете видео-уроки. Методику объясняла так: Если я посмотрела урок, и чего-то не поняла, смотрю ещё раз. Опять не поняла – ищу другой материал по этой теме. Когда разобралась – перехожу к следующей.
Обойтись без репетиторов может школьник, который овладел учебными умениями.
А вот с естественнонаучными дисциплинами дело, похоже, обстоит иначе. Все мои знакомые, которые серьёзно готовились к экзаменам по химии и биологии, занимались с репетиторами.
Но не всем репетиторы помогли.
Общую закономерность выявить трудно.
Одни готовились самостоятельно – и вполне успешно.
Другие с помощью репетиторов восполнили пробелы в знаниях, разобрались со сложной темой.
Третьи, не подавая никаких надежд, неожиданно блеснули на ЕГЭ (тот самый случай, когда натаскали).
А четвёртые, хотя учились вполне успешно и несколько лет ходили к репетиторам, не набрали высоких баллов – и поступили на платное.
Именно это соображение остановило меня от поиска репетиторов. Бюджетных мест немного (а может вообще не быть), так что коммерческое обучение – реальная перспектива. Если вакантных мест меньше десятка, то будь ты хоть семи пядей во лбу, хоть семидесяти, шанс пролететь мимо бюджета очень велик. Так зачем платить два раза за одно образование - сначала репетиторам, а потом в кассу вуза?
Есть и ещё один подводный камень, который внезапно обнаруживается на первых курсах. Школьник, который привык заниматься с педагогом, став студентом, не может учиться самостоятельно. Просто не имеет такого навыка. Тех самых учебных умений.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что репетиторы не нужны. Нужны. Иногда – необходимы. Но каждый случай индивидуален. И уж точно не стоит идти на большие расходы только потому, что все так делают. Не все.
Несмотря на всё вышесказанное, я думаю, что в ближайшие годы потребность в репетиторах возрастёт. Последствия дистанционного обучения будут аукаться долгим эхом.
Что думаете по поводу занятий с репетиторами? Поделитесь опытом или своими соображениями!
#прожизнь ямадама
#прожизньямадама #егэ #подготовкакегэ #поступлениеввуз #репетиторы #общественныеобсуждения