ОБЪЕДИНЕНИЕ КАМЕРНЫХ ВОКАЛИСТОВ
Надежда КАЗАНЦЕВА
народная артистка РСФСР,
лауреат Государственной премии СССР
зам. председателя правления ЦДРИ СССР
Передо мной маленький, потускневший от времени, пригласительный билет клуба мастеров и работников искусств. Дата — 6 февраля 1937 года. Приглашение на концерт, в котором мне отведено целое отделение. Со стороны руководства клуба это был смелый шаг — доверить сольное выступление молодой певице перед ответственной, требовательной и высокопрофессиональной аудиторией.
С этого дня началась моя самостоятельная концертная деятельность, перешедшая в долгую, насыщенную и счастливую творческую жизнь. И с этого же дня началось мое скромное участие в общественной жизни клуба мастеров искусств, позднее приведшее меня в члены правления, а ныне к заместителю председателя правления, председателю музыкальной секции. Убеждена, что любой артист, оторванный от общественной жизни, очень обедняет свой талант, живя только узко профессиональными интересами. Участие в общественной жизни обогащает знаниями, общение с интересными людьми расширяет кругозор мышления, что неизменно отражается и на формировании творческого облика артиста.
Вспоминаю, каким блестящим по своему составу было правление ЦДРИ прошлых лет. На его собрания я всегда ходила с трепетным ожиданием чего-то нового, удивительного. Каждый человек — огромный, яркий талант, обогащенный жизненным опытом. Выступали заинтересованно, убедительно, горячо. Будь то Юрий Завадский или Серафима Бирман, Валерия Барсова или Николай Смирнов-Сокольский, Сергей Образцов или Леонид Утесов — все владели безукоризненной логикой и образностью речи, умели сочетать художественную направленность с задачами сегодняшнего дня. Это ли не школа для молодого артиста? И я благословляю тот день и час, когда вошла в жизнь нашего Дома, как привыкли мы все его называть, все, для кого участие в работе Дома стало жизненной необходимостью.
Искусство камерного пения, которому я посвятила свою жизнь, — искусство трудное, требующее длительного, вдумчивого и кропотливого труда певца и пианиста-аккомпаниатора. Заниматься им могут только певцы, одаренные незаурядной музыкальностью, хорошо чувствующие музыкальную форму, обладающие хорошей дикцией, умеющие легко и точно донести поэтический текст, владеющие интонационной выразительностью. Искусство это благородное и несет в себе большие просветительские задачи.
Исполнители камерного вокального репертуара больше, чем кто-либо, нуждаются в общении, в концертной площадке, на которую можно вынести на суд любителей камерного пения новую программу забытой классики и сочинения современных композиторов. Масштабная концертная деятельность филармонии и гастрольных организаций, очевидно, по коммерческим соображениям, очень ограничивает репертуарные возможности певцов, сводя программы их концертов к популярным и «запетым» произведениям вокального репертуара.
Особенно пагубно такое положение сказывается на молодежи в период ее становления, создания собственного, индивидуального почерка в прочтении романсов и песен, в проявлении вкуса и тонкости нюансировки, без которых не может сформироваться хороший камерный концертант. А формирование это может произойти только в общении с публикой, аккумулирующей потенциальные возможности исполнителя, вдохновляющей певца и дающей ему возможность проконтролировать свои намерения. (Думаю, что это относится и к инструменталистам.)
Все сказанное выше натолкнуло на мысль о создании объединения камерных вокалистов, которое и открылось в январе 1967 года по инициативе председателя правления ЦДРИ В.В. Барсовой. Руководство было поручено мне. На открытии его присутствовали и выступали крупнейшие мастера вокального искусства, музыковеды и пианисты-концертмейстеры. Сохранились и приветственные телеграммы известных деятелей музыкального искусства. Приведу две из них: «Горячо поздравляю с открытием клуба камерных вокалистов, желаю большого успеха в творческой деятельности. Сергей Лемешев»; «В день рождения творческого объединения камерных вокалистов желаю вам всем, участникам объединения, самых больших успехов в развитии нового, прекрасного начинания. Дружески ваш Кабалевский».
Вот уже 20 лет работает клуб. За эти годы много было проведено заседаний, концертов, встреч, бесед. На одной из последних встреч с солистами и концертмейстерами Московской филармонии и филармонического отдела Москонцерта шла речь о концертной деятельности, репертуаре и исполнительской культуре. Все сошлись на одном: камерное исполнительство, к сожалению, сейчас мало пропагандируется; репертуар вокалистов ограничен, совершенно забыты романсы и песни многих русских и советских композиторов. Программы композиторов западноевропейской музыки тоже не блещут разнообразием. Почти не исполняются сочинения таких крупнейших композиторов, как Танеев, Глазунов, Кюи, Балакирев, Аренский, Гречанинов, или старшего поколения советского периода — Василенко, Ипполитова-Иванова, Глиэра, Шапорина, Мясковского. Что касается исполнительской манеры, то она во многом утратила свою академическую строгость, содержит в себе часто много вокальных отклонений от авторского текста, нюансировки и темпа.
Хочется рассказать о встрече с руководителем камерного класса ГМПИ имени Гнесиных профессором Н.Н. Делициевой. Тема беседы — формирование исполнительского мастерства камерного вокалиста. Надо сказать, что профессор Делициева вообще является одним из самых активных участников музыкальной секции. Недавно по ее инициативе и при участии ее учеников прошел очень интересный вечер-концерт старинной французской камерной вокальной музыки XIX—XX веков. В программе было много произведений, неизвестных даже для искушенных слушателей. Знакомство с ними вызвало большой интерес, а участие в концерте молодежи только усилило значимость такого вечера.
Вспоминается и концерт, посвященный бразильскому композитору Вила Лобосу. Его сочинения прекрасно были исполнены солисткой ГАБТ СССР лауреатом международного конкурса имени Вила Лобоса в Рио-де-Жанейро (І премия), заслуженной артисткой РСФСР Ниной Лебедевой. Большинство спетых ею песен и романсов (на языке оригинала) никогда не исполнялись в нашей стране.
Одной из главных задач клуба мы считаем знакомство музыкальной общественности с еще совсем молодыми, только входящими в профессиональную жизнь певцами. На заключительном концерте конкурса вокалистов имени Глинки 1977 года я услышала, тогда еще студентку, Аллу Аллабердыеву, ученицу профессора Н.Л. Дорман. Мне она очень понравилась, подумалось, что это перспективная камерная певица. Однажды, встретив ее на концерте, я предложила ей спеть в ЦДРИ сольный концерт. Она испуганно вскинула на меня глаза и сказала, что еще не имеет программы сольного концерта и не знает, сможет ли выдержать два отделения. «Сможет, сможет, — убежденно сказала Нина Львовна, — подготовим, включайте в план». И концерт состоялся. Спела она хорошо, хотя, естественно, несколько робко, и выдержала труднейшую программу из романсов русских композиторов, в нее входил и 38-й опус Рахманинова, спеть который под силу только хорошо обученному, опытному вокалисту.
Теперь Алла Аллабердыева — известная солистка Московской филармонии, лауреат международного конкурса, выступает в самых крупных залах Москвы, Ленинграда, за рубежом.
«Боевое крещение» получил в нашем клубе и ныне народный артист РСФСР, солист Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова Сергей Лейферкус. Во многом своей популярности в концертной деятельности именно ЦДРИ обязана солистка Московской государственной филармонии Татьяна Стерлина. Известность у московской публики получила и отличная камерная певица — солистка Свердловской филармонии народная артистка РСФСР Вера Баева. И таких примеров можно привести еще много.
Концерты клуба камерных вокалистов вызывают живой интерес у москвичей. Создался свой, постоянный, слушательский актив. Стараемся, насколько возможно, расширять его. Главнейшей своей задачей ставим привлечение молодежи, студентов музыкальных учебных заведений и исполнителей концертных организаций. Вынуждены констатировать, что процесс этот проходит пока еще медленно. Не знаю, чем это объяснить. То ли занятостью в учебной программе или в «бурной» концертной деятельности, или просто незаинтересованностью, инертностью, что с сожалением наблюдаю среди творческой молодежи.
В нашей музыкальной секции ведется не только пропаганда камерного пения. У нас проводятся камерные вечера ЦДРИ, включающие в свои программы выступления инструментальных ансамблей (фортепианное трио, смычковый квартет, ансамбль деревянных инструментов, пианистов), вокальные ансамбли (дуэты, трио, квартеты); руководитель — заслуженный артист РСФСР, лауреат международного конкурса Александр Бахчиев. Запомнился необыкновенно интересный вечер, который провел народный артист СССР, лауреат Ленинской премии дирижер и пианист Геннадий Рождественский. Программу вечера составили фортепианные произведения для двух роялей, для четырех, шести, восьми рук. Исполнители: Г. Рождественский, В. Постникова, А. Бахчиев и Н. Сорокина. Живо, весело, с юмором Геннадий Николаевич рассказывал об исполняемых сочинениях. Удивительно многогранен талант этого выдающегося мастера музыкального искусства.
«Музыкальная гостиная» — программы, рассчитанные на небольшую аудиторию любителей музыкального искусства. Вечера проводят известные музыковеды и музыкальные комментаторы, беседы их сопровождаются музыкально-иллюстративным выступлением солистов. Долгие годы преданным активистом этого раздела является доктор искусствоведения, профессор Константин Христофорович Аджемов. Беседы его отличаются огромной эрудицией и культурой. В качестве примера можно привести вечер, посвященный 70-летию со дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Активно работают и музыковеды Ольга Вершинина, Жанна Дозорцева, комментатор Гостелерадио Ольга Доброхотова.
Большой популярностью у посетителей ЦДРИ пользуются вечера из циклов «Учителя и ученики» и «Артистические семьи». Здесь хочется выделить вечера солиста ГАБТ народного артиста СССР, профессора Е. Нестеренко и лауреата международных конкурсов, народного артиста РСФСР, профессора Л. Власенко и их учеников — студентов МГК. Украшением этого цикла явилось выступление народного артиста СССР, лауреата Ленинской премии Л. Когана и его сына Павла. Этот список мог бы быть продолжен и другими известными именами.
Значительное место в деятельности секции занимают сольные выступления мастеров искусств и творческие отчеты государственных филармоний. С тех пор как ЦДРИ стал Домом союзного значения, диапазон его действия значительно расширился. Одно только перечисление, далеко не полное, некоторых исполнителей и творческих организаций может дать представление об уровне и значимости подобных выступлений. Состоялись концерты солиста Киргизского театра оперы и балета народного артиста СССР Булата Минжилкиева, солистки Белорусского театра оперы и балета народной артистки СССР Светланы Данилюк, солистов Театра оперы и балета Эстонии народных артистов СССР Маргариты Войцих и Хендрика Крумма, солистов Грузинского театра оперы и балета народной артистки СССР Цесаны Татишвили и Надира Ангуладзе. Интересно, каждый по-своему прошли отчеты коллективов республиканских филармоний Киевской, Белорусской, Львовской, Казанской, Горьковской, Саратовской и Свердловской. Отлично выступил и коллектив Ленинградской хоровой капеллы имени Глинки. Организация таких вечеров требует больших усилий со стороны аппарата ЦДРИ и членов правления.
Бывая, как правило, на большинстве вечеров, проводимых музыкальной секцией, я вижу, с какой заинтересованностью и ответственностью солисты и коллективы готовятся к выступлениям в ЦДРИ, с каким волнением они отдают себя на суд музыкальной общественности Москвы и как тепло, доброжелательно и благодарно встречают их постоянные посетители нашего Дома. Милые, добрые у нас слушатели, окрылившие своим дружеским приемом многих артистов, и особенно молодых, начинающих концертантов.
Отмечаются нашей секцией и знаменательные даты. Так, 1978 год по решению ЮНЕСКО был объявлен юбилейным годом Ф. Шуберта в связи со 150-летием со дня рождения композитора. С успехом прошел вечер камерной вокальной музыки Шуберта. Вечер был организован совместно с Обществом советско-австрийской дружбы и Ассоциацией музыкальных деятелей Советского общества по культурным связям с зарубежными странами. Участники концерта студенты класса камерного пения профессора Н.Н. Делициевой. Песни Шуберта исполнялись на немецком языке. На вечере присутствовали представители Посольства Австрии в СССР. Трудно переоценить значение подобных вечеров в укреплении дружеских связей и взаимопонимания. Тема содружества с музыкальными деятелями зарубежных стран также является предметом работы секции. Многие концертанты, приезжающие на гастроли в СССР по приглашению Госконцерта, выступают в ЦДРИ и встречаются с музыкальной общественностью Москвы.
Состоялись встречи с французским виолончелистом Рейн Фляшо, иранской пианисткой Невин Афруз, вокалистами из Эквадора Биатрис Парра, Гало Карденас, композитором-пианистом Хирадо Гевар и многими другими. О Биатрис Парра мне хотелось бы сказать несколько слов особо. Впервые я встретились с ней в Эквадоре, в г. Гуаякиле, в 1967 году. Тогда Биатрис сказала, что мечтает поехать в СССР учиться в Московскую консерваторию. Несколько позднее ее мечта сбылась, и она окончила консерваторию по классу профессора Н.Л. Дорман и теперь в Эквадоре возглавляет консерваторию, не оставляя и концертной деятельности. Как добрые старые друзья встретились мы в ЦДРИ.
Вечера памяти посвящены творчеству крупнейших мастеров советского музыкального искусства, вошедших в его историю. Хочу рассказать о трех. Они, мне кажется, были наиболее интересными и значительными. Отмечалось 100 лет со дня рождения народного артиста СССР, лауреата Государственной премии композитора Рейнгольда Морицевича Глиэра. С тех пор прошло более 10 лет, а стены Большого зала ЦДРИ до сих пор хранят теплую, празднично-приподнятую атмосферу знаменательного вечера. Создали ее своими прекрасными выступлениями, воспоминаниями Арам Ильич Хачатурян, Борис Эммануилович Хайкин, Ростислав Владимирович Захаров, участница премьеры балета «Красный мак» Викторина Владимировна Кригер. Много в тот вечер было сказано добрых слов о выдающемся композиторе, трудолюбивом, скромном и добрейшем человеке. Он доверил мне первое исполнение «Концерта для голоса с оркестром». Это уникальное по форме и мелодическое по красоте произведение завоевало большую и широкую популярность у слушателей, о чем свидетельствуют письма, полученные мною сразу же после первого его исполнения по Всесоюзному радио.
Однажды он сказал мне: «Знаете, Надюша, если бы я знал, сколько я проживу, я точно сказал бы, сколько я напишу». Это может сказать только человек, целиком отдавший себя творчеству, обладающий высоким профессионализмом. В концертной части вечера исполнялись его инструментальные миниатюры, арии из оперы «Шах-Сенем» и романсы. Красивые, эмоциональные, они доставили огромное эстетическое наслаждение всем присутствующим на вечере, память о котором, я повторяю, живет до сих пор.
Свято воспоминание о тех, кто долго и плодотворно трудился на общественном поприще в правлении ЦДРИ. К таким относится Валерия Владимировна Барсова, около 30 лет возглавлявшая правление. Солистка ГАБТ СССР В. В. Барсова была выдающейся певицей и заслужила исключительную популярность как в музыкальных кругах, так и среди широких масс. Пение ее отличалось теплотой и задушевностью. Она была истинно народная артистка.
На вечере, посвященном 85-летию со дня ее рождения, прозвучали в записи несколько разнообразных по характеру произведений в исполнении Валерии Владимировны. Демонстрировались кадры кинохроники. Среди них особенно яркое впечатление оставляет речь Барсовой в ЦДРИ после избрания ее в депутаты Верховного Совета СССР. Публика слушала ее затаив дыхание. Еще бы! Ведь в зале собрались товарищи по искусству, родные, близкие, друзья и творческая молодежь, которая, к сожалению, не успела послушать ее при жизни. Собрались люди, которым дорога память о певице, вписавшей прекрасную страницу в летопись музыкальной жизни своей Родины. ЦДРИ был для нее вторым домом. В его работе, расширении диапазона его действия, в привлечении интересных творческих индивидуальностей для работы, умении налаживать полезные контакты — во всем этом Валерия Владимировна проявляла кипучую энергию. Возраст не мешал ей быть современной, понимать задачи сегодняшнего дня, находить общий язык с молодежью, людьми разных профессий. На вечере выступили со своими воспоминаниями И.С. Козловский, дирижер Б.Э. Хайкин, художник Б.Е. Ефимов, певица из Латвии Эльфрида Пакуль и многие другие. О творческом пути певицы рассказывала музыковед заслуженный деятель искусств, большой знаток вокального искусства Е.А. Грошева.
Огромный интерес вызвал вечер, посвященный творчеству Сергея Яковлевича Лемешева (к 80-летию со дня рождения). И это понятно. С.Я. Лемешев обладал уникальными артистическими данными. Красивый, неповторимого тембра голос, музыкальность, сценичность, обаяние поставили его на одно из первых мест в русском вокальном искусстве, создали ему всенародное признание и любовь в нашей стране.
На вечере было много товарищей Сергея Яковлевича. В своих выступлениях они раскрыли всю прелесть Лемешева-певца и его богатейшую душевную щедрость. Содержательно и всеобъемлюще говорила о нем Е.А. Грошева, в содружестве с которой он написал свои воспоминания «Путь к искусству».
Она рассказала о том, как простой русский парень в 30-градусный мороз пошел за 40 верст в г. Тверь (теперь Калинин), чтобы попробовать свои силы в клубном концерте. Здесь, в Твери, он попадает в кавалерийскую школу и становится активным участником ее самодеятельности. Командование школы обратило внимание на выдающиеся способности Лемешева и направило его учиться в Московскую государственную консерваторию. Живо, образно говорил народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР Иван Иванович Петров, проработавший многие годы с Лемешевым в ГАБТ СССР. Говорил о том, каким он был простым и верным товарищем, чутким партнером. Как изумительно он исполнил цикл концертов, включавших в себя все романсы П.И. Чайковского, как в его мастерском прочтении романсов даже романсы, написанные для женского голоса, звучали убедительно и впечатляюще. Очень рассмешил Иван Иванович публику, когда своим, и теперь еще могучим, басом спел первую фразу романса Чайковского «Я ли в поле да не травушка была». А вот у Лемешева, сказал он, это было не смешно, напротив, очень трогательно и образно. Но, конечно, самым замечательным на вечере было звучание голоса самого Сергея Яковлевича, которое мы дали в записи и в кинокадрах, в том числе кадры из неувядаемой кинокомедии «Музыкальная история», к счастью снятой в расцвете его великолепного таланта.
С чувством глубокого волнения я готовила и провела этот вечер. Судьба одарила меня партнерством и дружбой с Сергеем Яковлевичем. Мы записали с ним на пленку, позже переведенную на грампластинки, две оперы, «Лакме» Делиба и «Искатели жемчуга» Бизе, исполняя главные партии Надира и Лейлы.
Я рассказала только о трех вечерах памяти. А сколько их было еще! Всех не перечесть. Такие вечера необходимы, особенно для новых поколений. Они обогащают молодого человека.
Сказанное мною не исчерпывает всей деятельности музыкальной секции. Во всяком случае, каждый, кто принимает участие в ее работе, вносит свой вклад в дело пропаганды музыки и эстетического воспитания средствами музыкального искусства.
#ЦДРИ #книга #история #домнапушечной #вмоскве #кузнецкиймост #домискусств #воспоминания #культура #искусство