Рассмотрим детально роль титров в кинофильмах, разберем основы типографики и спецэффектов, ведь именно они изменили наше мнение о моушн-дизайне.
Изначально зритель видит вступительные титры. С английского языка это звучит как «opening titles». Этот элемент позволяет:
- получить первое впечатление о фильме;
- погрузиться в атмосферу снятой картины;
- познакомиться с главными героями.
Институт Профессионального Образования готово рассказать вам о работе графического дизайнера, а также научить вас всему в этой сфере
История возникновения титров.
Титры появились практически совместно с кинематографом. Но общее представление о данной истории перевернулось в середине 20-го века.
Первый фильм, в котором возникли стартовые титры - «Санта-Клаус». Картина была снята в 1898 году. Ее автор - Джордж Альберт Смит.
В этом фильме титры - изменяющиеся текстовые сообщения, которые рассказывают о сути картины. Информации было очень мало. Указали только год съемки, имя режиссера и название кинофильма.
Из данного произведения появилась традиция, коснувшаяся и заключительных титров. В них текст движется с верхней части экрана в нижнюю. Мы можем это видеть и сегодня.
Считается, что создание титров - абсолютно самостоятельная работа. Говоря простым языком - отдельный жанр искусства.
Отсутствие правил как элемент свободы.
Стоит отметить, что в данной сфере господствует полная свобода. Ведь можно использовать разные методы:
- мультипликацию;
- кинетическую типографику;
- стоп-моушн приёмы.
Способ создания проекта выбирает дизайнер. Он определяет:
- ключевую концепцию титров;
- личное видение;
- тренды, на которых можно акцентировать внимание, и брать за основу.
Помимо этих пунктов, дизайнер отталкивается и от содержания картины. Не стоит забывать про жанр кинофильма. Именно поэтому какой-либо регламент по созданию титров отсутствует.
Разработка титров тесно связана с тремя элементами:
- анимацией;
- кино;
- графическим дизайном.
Рассмотрим девять работ дизайнеров, которые с 60-ых годов полностью изменили представление о вступительных титрах:
- «Из России с любовью» (1963 г.);
- «Семь» (1995 г.);
- «Вход в пустоту» (2009 г.);
- «Настоящий детектив» (сериал 2014 г.);
- «Молодой папа» (2016 г.);
- «Тьма» (2017 г.);
- «Сплит» (2017 г.)
- «Блеск» (2017 г.);
- «Фестиваль» (2020 г.).
«Из России с любовью».
Дизайнер картины - Роберт Браунджон. Во вступительных титрах он акцентировал внимание на теле танцующей девушки, поэтому в использовании анимации не было необходимости. Мастер задействовал фигуру дамы как главный элемент.
В своем приеме Браунджон применил принцип смены ракурсов. Также были использованы изменения текстуры. Надписи, которые видели зрители, располагались на отдельных участках тела танцовщицы.
Теперь поговорим о типографике. Дизайнер использовал большое разнообразие цветов в своей работе, а именно - в надписях. Главное, от чего он отказался - смешанные цветовые решения.
Роберт Браунджон использовал следующие приемы:
- отсутствие смешанных цветов;
- простая цветовая гамма, прекрасно сочетающаяся с телом танцовщицы;
- отличное сочетание шрифтов, которое не напрягает взгляд зрителей.
«Семь».
Этот фильм зрители впервые увидели 27 лет назад. Но методы, которые были применены в титрах, имеют огромное значение и сегодня. В основном, прием встречается в жанрах:
- хоррор;
- триллер.
Ключевой способ, который был использован - быстрое погружение зрителя в центр событий. Проще говоря, человек увидел сущность серийного убийцы, несмотря на то, что по фильму герой появляется только в конце самой картины.
Теперь о типографике. В титрах использовали интересный метод. Дизайнеры сделали так, как будто титры написал сам серийник. Это не просто необычно и интересно, но и:
- позволяет полностью проникнуть внутрь картины с самого ее начала;
- погрузиться в мрачную атмосферу фильма;
- ощутить подсознание серийного убийцы.
«Вход в пустоту».
Дизайнер титров - Том Кам. Его работа заслуживает особого внимания по причине применения только типографики.
Ключевое решение, которое использовалось Томом - погружение зрителя в пустоту. Достигалось оно тремя элементами:
- черным фоном;
- мигающей типографикой;
- электронным звуковым сопровождением с соответствующей атмосферой.
Необходимо отметить, что автор вступительных титров в своей работе погружает зрителя не в простую атмосферу. Человек может почувствовать некое влияние наркотических веществ.
Типографика в работе поделена на два раздела:
- бесконечные мерцания надписей;
- взрывные отсылки к основным событиям.
«Настоящий детектив».
Дизайнер работы со вступительными титрами - Рауль Маркс. Эта картинка является сериалом, поэтому погрузить зрителя в атмосферу картины было не так просто. Но студия «Elastic», совместно с работой Маркса, смогла вызвать у зрителей необъятный восторг.
Важно отметить, что последующие сезоны картины практически не отличались от первоначальных титров. Были внесены только частичные коррективы.
Основной метод, использованный дизайнером - появление героев, с которыми должен познакомиться зритель.
Решение было принято следующее: главные герои были показаны в тех местах и событиях, где происходили ключевые моменты их жизни.
Если говорить о типографике, то стоит отменить следующие аспекты:
- в шрифтах не было использовано особых цветовых решений;
- надписи, несмотря на их более-менее простой вариант, выглядели очень оригинально;
- на втором плане была четко проработана идея с фокусами.
«Молодой Папа».
Производство картины принадлежит студии «Elastic». Режиссер - Паоло Соррентино.
Здесь для ознакомления с картиной было использовано раскрытие мыслей главных героев. Второй метод - оживление титров посредством живописи.
Если говорить о типографике, то нужно выделить:
- визуальный контраст выбранных сюжетов;
- мерцание текста;
- религиозную подачу общей атмосферы картины.
Стоит отметить, что шрифт, который был выбран дизайнером, выполнен в римском стиле.
«Тьма».
Главный дизайнер титров - Луц Лемке. Он использует «зеркальное» погружение зрителей в основной сюжет с помощью взгляда в калейдоскоп.
Ключевой метод, который применил Луц Лемке - превращение. Человек может увидеть превращение предметов в кляксы или в каких-то чудовищ.
Если говорить о типографике, то здесь был использован особый прием. Лемке погружает в двойственность картины путем статичных композиций шрифтов. Это позволяет зрителю почувствовать картину через погружение в нее.
«Сплит».
Производство картины - студия «Filmograph». Креативный директор - Аарон Бекер.
Заставка фильма выстроена посредством минималистичных решений. Ключевые элементы, которые были использованы:
- яркий белый шрифт;
- гротеск «Helvetica»;
- полностью черный экран.
Главная особенность титров - проявление имён актёров из 24 идентичных модулей и многократно повторяющихся надписей более мелким шрифтом.
Неоднозначное решение показало раздробленность внутреннего мира главного героя.
Типографика здесь основана на хаотичности. Кадры, которые сменяются один за другим, не ломают заданную атмосферу, а наоборот, полностью погружают зрителей в нее.
«Блеск».
Главный дизайнер вступительного сюжета - Ричард Кенуорти. Фильм студии «Shynola».
Вступительный ролик в данном фильме очень неоднозначный по следующим критериям:
- погружение зрителя в атмосферу 80-ых годов;
- графическая стилизация роликов выполнена в визуале графических элементов (очертаний);
- повторение старого стиля находится на грани (приятное восприятие или раздражение от картинки того времени).
Ключевой метод, который был использован в данном случае - визуальный прием, взятый из ТВ-заставок 80-х годов.
Помимо данных аспектов, стоит отметить следующие приемы, которые были использованы:
- яркие геометрические элементы;
- эффект эхо в движении;
- упрощённость фигур.
«Фестиваль».
Данную картину подготовила студия «The Panics». Проект получился гибридным и неоднозначным, так как сам жанр был сформирован во времена карантинного периода 2020-го года.
Ключевой метод, взятый за основу - Zoom-конференция. Это позволило показать атмосферу картины при минимальном использовании ресурсов.
Если говорить о типографике, то здесь все предельно ясно: привлечение внимания за счет ясной и правдивой картинки в конференции и последовательная анимация надписей.