Найти в Дзене
Социальный гуманитарий

451°: как Рэй Брэдбери в своей главной книге пролетел с Фаренгейтом

Книга Рэя Брэдбери легендарна во многом. Взять хоть историю ее создания. Автор умудрился сотворить шедевр гуманной фантастики: Дело было в том, что своей пишущей машинкой писатель на тот момент не обзавелся. Поэтому творил он этот роман в подвале лос-анджелесской библиотеки, взяв в аренду местную машинку. Каждые 30 минут надо было «скармливать» этому аппарату по 10 центов – иначе он отключался на следующие 30 минут. Так что Брэдбери буквально второпях за 9 дней и 9 долл. 80 центов написал будущий бестселлер. Книга не только вошла во все рейтинги литературы, но и задала множество направлений для дискуссий, а также сформировала огромные толпы последователей и поклонников. Один из таких последователей – хорошо известный вам представитель русской фантастики Кир Булычев. Его потрясающий, но, увы, не многим знакомый роман «Поселок» поддерживает идею «451 градуса по Фаренгейту». Оказавшись вдали от цивилизации, его герои – остатки космического экипажа передают свои знания появляющимся новым

Книга Рэя Брэдбери легендарна во многом.

Взять хоть историю ее создания. Автор умудрился сотворить шедевр гуманной фантастики:

  • в… подвале;
  • всего за… 9 дней;
  • за… почти 10 долл.

Дело было в том, что своей пишущей машинкой писатель на тот момент не обзавелся. Поэтому творил он этот роман в подвале лос-анджелесской библиотеки, взяв в аренду местную машинку. Каждые 30 минут надо было «скармливать» этому аппарату по 10 центов – иначе он отключался на следующие 30 минут.

Так что Брэдбери буквально второпях за 9 дней и 9 долл. 80 центов написал будущий бестселлер.

Книга не только вошла во все рейтинги литературы, но и задала множество направлений для дискуссий, а также сформировала огромные толпы последователей и поклонников.

Один из таких последователей – хорошо известный вам представитель русской фантастики Кир Булычев.

Его потрясающий, но, увы, не многим знакомый роман «Поселок» поддерживает идею «451 градуса по Фаренгейту». Оказавшись вдали от цивилизации, его герои – остатки космического экипажа передают свои знания появляющимся новым поколениям, заставляя их в том числе заучивать наизусть самые разные тексты (от художественных книг до технических учебников).

Однако Брэдбери совершил большую ошибку, причем уже в самом названии своей книги… да и в описании главной идеи.

Вспомним, что там была за главная идея: сожжение книг как метафора цензуры, авторитарных притеснений (от современного Брэдбери маккартизма до вездесущих манипуляторов – СМИ).

В общую канву писатель интересно вплетал отсылки к Библии, Уильяму Шекспиру, Джонатану Свифту и др.

Экранизация Рэя Брэдбери в фильме Франсуа Трюффо
Экранизация Рэя Брэдбери в фильме Франсуа Трюффо

С основой на идее coжжeния строился роман и давалось название ему. И читатели привыкли к такому объяснению: дескать, как раз при 451 градусе по Фаренгейту воспламеняется бумага.

Однако именно в этом и был просчет фантаста. Поскольку даже в фантастичном мире будущего бумага гopит… вовсе не при этой температуре.

Брэдбери впоследствии рассказывал, что он советовался со знакомым пoжapным, который ему и рассказал насчет температуры. Но, очевидно, или oгнeбopeц был не особо теоретически подкован, или сам писатель что-то напутал.

Дело в том, что вocплaмeнeние бумаги происходит – да, при 451 градусе, но отнюдь не по Фаренгейту, а по Цельсию.

Вкратце вспомним школьный курс физики.

  • По шкале Цельсия температура замерзания воды равна 0 °C, а кипения воды – 100 °C. Согласно же шкале Фаренгейта вода начинает замерзать при +32 °F, а закипает при +212 °F.
  • Любопытные параметры можно назвать для нормальной температуры тела человека: +36,6 °C и +97,88 °F.
  • 1 °C соответствует 33,8 F.

Так вот, вернемся к Брэдбери и его книге.

По традиционной для Штатов шкале температура горения бумаги составляет… порядка 840 °F, то бишь… 451 °C.

Таким образом, получается, что писатель указал верную величину, но неправильную единицу измерения. Корректно было бы назвать роман Брэдбери «451 градус по Цельсию». Ну, или, если учитывать страну создания книги, «842 градуса по Фаренгейту».

Честное слово, уж лучше бы Рэй озаглавил свой роман «Пoжapник», как он и хотел вначале (с этой мысли его сбили те, кто считал, что такое название не будет «цеплять» публику). Так было бы меньше вопросов к фактической части.

Впрочем, как ни крути, сама по себе книга Брэдбери просто чудесна. Это один из лучших экземпляров как фантастической литературы, так и гуманности. Думается, писателю просто не повезло с редакторами, в задачи которых входит в том числе проверка фактических данных.

Ну, а после того упущения остальные издательства подхватили – и вот по миру поехала гулять ошибка. И какая! Не просто где-то там в сноске, а в главной мысли и в названии книги.

#наука #литература #культура #физика #фантастика #фэнтези #книги #чтение #интересные факты