Забавно, что до сих пор есть столько покупателей, которые не замечают что на полках магазинов есть ДВА разных Choco Pie. Оба выпускаются корейскими компаниями, имеют очень схожий дизайн и даже название почти одним шрифтом, но один производит Orion, другой – LOTTE.
Любители шоколадного бисквита уже очень давно спорят, какой из них вкуснее и кто прав в их бесконечном конфликте. История противостояния длится уже несколько десятилетий (!), но недавно в ней наступил переломный момент.
Вопрос. Как могут две разные компании выпускать идентичный продукт с одинаковым названием и дизайном просто не засудить друг друга?
Первый Choco Pie
Первый такой бисквит бы выпущен в 1974 году корейской компанией Orion, которая тогда называлась Tongyang Confectionery. Товарищи сразу подали заявку на товарный знак, но только на корейском языке. Заявку одобрили и марка Choco Pie была успешно зарегистрирована.
Через 4 года (в 1978) еще одна корейская компания начала производить такие же бисквиты, незначительно изменив название. Новинку отличала буквально одна черточка в иероглифе. Товарищи не стали стесняться и подали заявку на регистрацию товарного знака LOTTE Choco Pie.
Orion видя, что кто-то делает точно такой же продукт и под таким же названием, решает в 1979 году подать в суд и проигрывает его. Пробует подать иск еще раз в 1980 году, но снова неудачно. Суд признает права LOTTE на товарные знаки LOTTE Choco Pie.
Из забавного, уже в 2012 году Orion изменил цвет упаковки с синего на красный, так как красный оказался более популярным в Китае. Тут же LOTTE последовал этому примеру и тоже перекрасила свои упаковки в красный.
LOTTE отнимает имя
Иски подавались вновь, но решение корейских судов оставалось неизменным. Патентное ведомство встало на сторону LOTTE из-за того, что дословно «Choco Pie» – это «шоколадный пирог» и Orion не может претендовать на монопольное владение таким элементом языка.
Время идет и вот в 1999 году Orion в очередной раз проигрывает иск против LOTTE о нарушении прав на бренд.
Товарищи успешно доказали, что если «Choco Pie» является именем собственным, то же самое должно быть и с «Choco Milk» (шоколадное молоко) и «Choco Ice-cream» (шоколадное мороженое). Логично.
По итогу процесса судья выдает фаталити для Orion. В постановлении сказано, что Orion за последние два десятилетия не приняла никаких мер, чтобы стать единственной компанией, получившей права на использование названия «Choco Pie».
В это же время другие компании активно использовали данное имя и, следовательно, Orion позволили данному словосочетанию стать «common noun» (именем нарицательным).
С того момента в Корее правовая охрана товарного знака Choco Pie, которым несколько десятилетий владел Orion, была прекращена, а товарный знак LOTTE Choco Pie действует до сих пор.
Почему было принято такое неожиданное решение – загадка. Orion с 1979 года со всей силы пытался остановить регистрацию товарного знака LOTTE и бесконечно подавал в суд.
Упорная борьба за имя закончилось тем, что в Корее теперь любой желающий может называть свои изделия Choco Pie.
Choco Pie в России
У нас товарищи из Orion изначально получили правовую охрану для шоколадных бисквитов, но потом утратила ее из-за описательности, очень вероятно, что как раз по инициативе LOTTE.
На территории России сейчас ситуация следующая – у Orion есть товарный знак Choco Pie, у LOTTE – LOTTE Choco Pie. Так и живут.
Любопытно, что в нашей стране конторы не нападают друг на друга. Возможно, из-за того, что с особенностями российской судебной системы результат такого противостояния может оказаться крайне непредсказуемым.