Найти в Дзене
Мегабайт

Не смотри на одноклассника: в каком возрасте лучше поступать в университет?

Оглавление
Фото: educationindex.ru
Фото: educationindex.ru

Задумывались ли вы хотя бы раз, что выбор профессии, сделанный в 11 классе, превратился из мечты в тыкву? Или же у вас случился perfect match, и вы с удовольствием продолжаете учиться и по сей день? По данным Росстата, в 2017 году средний возраст российского студента равнялся 21 году (учитываются бакалавры и магистранты), при этом 10,7% всех обучающихся — люди старше 30, а 2,7% — ребята младше 18. Мы пообщались с теми, кто вписывается в каноны «среднестатистического» студента и теми, кто сильно из них выбивается.

Варвара Рябухина, 19 лет

В 15 лет поступила в Белорусский государственный университет (БГУ, Минск, Беларусь) на биофармахимика, а в 17 перепоступила в Heinrich-Heine-Universität Düsseldorf (Дюссельдорф, Германия). Сейчас учится на выпускном курсе бакалавриата по программе Chemistry (Химия).

— В свой первый университет я поступила в 15, так как в 5 лет пошла в школу, и в процессе учебы перескочила через класс, потому что программа была для меня уже знакома.

Я всегда была младшей в классе, с этим связаны мои основные сложности во время учебы: практически никогда не вписывалась в коллектив или группы по интересам. Дети порою не терпят сильно отличающихся в чем-то сверстников. В моем случае приходилось сталкиваться с буллингом по поводу возраста, веса, хороших оценок и эмоциональной реакции на события.

Когда я поступила в БГУ, почти все мои однокурсники уже были совершеннолетними, поэтому я редко попадала на тусовки вне учебы. Но к тому моменту мне было уже все равно: у меня сложился устойчивый круг общения, который остался даже после релокации.

Я решила перепоступить в Германию, чтобы бросить себе вызов. Было интересно, потяну ли я более интенсивную учебу. Бакалаврские программы в Беларуси длятся в среднем 4–5 лет, а в Европе всего лишь 3 года. Но именно из-за этого программа «упакована» в разы сильнее. Сегодня мой учебный график: лекции и лабораторные с 8 до 18, а вечер я трачу на подготовку и выполнение домашних заданий.

Средний возраст моих однокурсников — 23 года. В Европе абитуриенты не торопятся с выбором специальности. Закончив в 18–19 лет школу, они или сначала получают специальность в колледже, которая позволяет им заработать свой первый капитал, или берут gap year (год перерыва между школой и высшим учебным заведением. — Прим. ред.), путешествуя и узнавая больше о себе. Например, мой 25-летний одногруппник, окончивший бакалавриат по медицинской специальности, не подвергается буллингу и не вызывает недоумения у остальных. Также здесь нормально менять специальность уже после двух–трех семестров обучения, потому что «больше неинтересно».

Я считаю, что жизнь должна идти своим чередом. Поступить раньше, чем остальные, — это не плюс и не минус. Но я уверена, что ребенок сам должен решать, когда и куда идти учиться. В конце концов, это его ответственность.

Ирина Куратник, 21 год

В 20 лет поступила на заочное отделение Белорусского государственного университета (БГУ, Минск, Беларусь) по направлению «биоэкология» после окончания медицинского колледжа и года работы по специальности.

Изображение Фотография предоставлена собеседницей
Изображение Фотография предоставлена собеседницей

— В 11 классе я, как и большинство моих сверстников, планировала поступать в университет и даже не рассматривала учебу в колледже. Но после получения результатов вступительных экзаменов поняла, что моей подготовки было не совсем достаточно и баллов не хватит, чтобы пройти в желаемый вуз. Поэтому я поступила в медицинский колледж в Витебске и после его окончания год отработала по специальности.

Где-то на четвертом месяце работы я осознала, что не хочу заниматься этим всю жизнь, чувствовала себя не на своем месте. Поэтому решила снова попробовать сдать экзамены. На тот момент специальность выбирать было уже несложно, потому что я понимала, в какой сфере хочу развиваться.

Поступила на заочное отделение, так как продолжала работать и не могла разорвать контракт, да и не хотелось снова оказаться в финансовой зависимости от родителей. Готовиться к вступительным, совмещая это с работой, оказалось трудно. Свободного времени значительно меньше, а школьная программа быстро забывается.

Я считаю, что, если человек к окончанию школы не знает, кем хочет быть, или не смог с первого раза поступить в университет мечты, лучше переждать какое-то время, подумать, подготовится лучше, чем зря тратить время, и потом жалеть об опущенной возможности или ненавидеть свою работу.

Дарья Чобот, 22 года

В 18 лет поступила в медицинский университет в Минске (Беларусь), а в 21 перепоступила в Humboldt-Universität zu Berlin (Берлин, Германия).

Закончила первый курс по направлению Мonobachelor Biologie (Биолог).

Фотография предоставлена собеседницей
Фотография предоставлена собеседницей

— В 10-м классе я хотела поступать в Польшу на косметолога или стоматолога, однако родители были против. Только в середине 11-го класса папа дал согласие на то, чтобы я уехала в Европу, но не хотел, чтобы это было дальше Польши. Подавать документы было уже поздно, поэтому я поступила в медицинский университет в Минске с расчетом уехать через год. Тем более что многие европейские университеты требуют 12 лет образования до поступления к ним.

Я рассматривала много вариантов, но остановилась на учебе в Германии и начала усиленно учить немецкий сразу после окончания школы. Однако не смогла за год выучить язык с нуля до требуемого С1, поэтому история с поступлением затянулась.

Кстати, подход к высшему образованию в СНГ и Европе сильно отличается: у нас принято гнаться за временем, у них — за результатом. В постсоветском обществе укоренился стереотип, что сразу после школы нужно обязательно поступить в вуз, быстро его окончить, желательно совмещая учебу с работой, потом семья, дети, стремительный карьерный рост, — и только в этом случае ты считаешься успешным. В Европе нормально поступать на первый курс бакалавриата в 25 лет и позже, точно зная, что это именно та сфера и специальность, в которой ты хочешь стать профессионалом.

Когда у меня не получилось поступить с первого раза, я взяла академический отпуск в медицинском и уехала на полгода в Берлин, чтобы подтянуть язык. Но, когда началась пандемия, я вернулась домой и очень много времени провела наедине с собой.

За это время я поняла, что выбор профессии должен базироваться не на вопросе «Сколько я буду зарабатывать?», а на «Будет ли мне это приносить удовольствие?». Профессионалы, которые обожают свое дело, всегда зарабатывают хорошо независимо от сферы. Я взвесила все за и против и решила, что не готова потратить еще 10–15 лет, чтобы исполнить желание родителей стать врачом (хотя в школе мне казалось, что я сама принимаю это решение) и нести ответственность за чужие жизни. Хорошо, что у меня было время об этом подумать!

Стала рассматривать другие варианты и поняла, что самый подходящий — биология. Это очень широкий и интересный для меня профиль. За три года бакалавриата я планирую всесторонне развиться в биологии, а уже в магистратуре получить узкую специализацию, точно зная, что это мое призвание.

Планку сразу поставила высокую: раз уж еду учиться в Европу, то только в один из лучших вузов. У меня не было цели поступить хоть куда-нибудь, лишь бы уехать, поэтому я потратила в общей сложности 3 года, чтобы знать язык в совершенстве, поучиться в разных немецких университетах на подготовительных курсах, собрать портфолио, рекомендации и, наконец, подать документы в самые рейтинговые университеты.

Получила приглашение на учебу от шести вузов из семи, которые были в моем личном топе. Одно из них было от Берлинского университета, куда берут не более 5% иностранцев. Агентство, занимавшееся моими документами, убеждало, что здесь у меня нет шансов на поступление. В итоге я стала первой абитуриенткой из стран СНГ, кто поступил в этот вуз, входящий в топ-5 Германии и топ-150 мира.

Думаю, мой опыт может стать примером достижения амбициозной цели и поможет не распыляться на мелочи.

Наталья Ильючик, 23 года

В 21 год поступила в медицинский университет в Гродно (Беларусь) после получения средне-специального образования в медицинском колледже.

Фотография предоставлена собеседницей
Фотография предоставлена собеседницей

— Я изначально хотела поступать в университет, но сразу после школы не смогла пройти по баллам, поэтому подала документы в медицинский колледж.

Во время учебы в колледже еще больше убедилась, что мне интересно учиться, поэтому стоит потратить еще пару лет на университет.

После окончания колледжа и нескольких лет работы по специальности я подала документы на биохимика в Белорусский государственный университет на заочную форму и даже прошла на бюджет, но, пока ждала результаты, передумала там учиться, так как все-таки хотела стать врачом.

Перерыв на отработку дал мне суперполезный навык самостоятельной жизни: теперь я понимаю, что значит «постоять за себя», как грамотно рассчитать финансы, и, конечно же, что такое медицина и нужно ли оно мне. Я увидела плюсы и минусы профессии медицинского работника и поняла, что хочу связать свою жизнь только с этой сферой.

Учеба в медицинском колледже не дала преимуществ в университете, но мне было легче адаптироваться к огромной нагрузке, потому что я уже научилась расставлять приоритеты и грамотно распределять время. К тому же я знаю, как устроена больница изнутри, меньше переживаю по пустякам и делаю упор на действительно важные для работы предметы.

С 1-го курса я работаю сутками каждые выходные по специальности в больнице скорой помощи. Летом работаю просто на ставку как штатный сотрудник. В группе я — единственная, кто уже имеет среднее специальное медицинское образование и работает.

Александр Улесов, 24 года

Поступил в 18 лет на химическое направление в Воронежский государственный университет (ВГУ), за время учебы в бакалавриате прошел профессиональную переподготовку и повысил квалификацию в сфере менеджмента.

В 22 года поступил в магистратуру Университета ИТМО по химии, в 23 — в магистратуру СПбГУ по экономике.

Фотография предоставлена собеседником
Фотография предоставлена собеседником

— После школы я целенаправленно хотел учиться в университете и был уверен, что поступлю без проблем. Я осознанно выбрал профессию химика и ни разу не пожалел об этом: естественнонаучное образование во многом сформировало мое понимание мира и процессов, которые в нем происходят.

Параллельно я получил образование в сфере менеджмента. Оно позволило мне разобраться в проектной деятельности и сейчас очень помогает в работе. Менеджмент подтолкнул к получению еще одного образования — финансового. Поэтому к окончанию ВГУ я разбирался не только в химии, но и в экономике, управлении проектами, людьми и финансами.

После бакалавриата для меня было логичным продолжение учебы в магистратуре. Я выбрал химико-биологический кластер SCAMT в Университете ИТМО, так как здесь была возможность попасть в Индустриальную лабораторию и заниматься коммерческими проектами. И вот тут мне пригодилась и химия, и менеджмент, и финансы. Сейчас, получив диплом, я понимаю, что этот шаг стал ключевым и значительно расширил мои компетенции по бизнесу и коммерции. Конечно, я планирую развивать их и дальше.

Во время учебы в магистратуре я попробовал себя в качестве преподавателя органической химии для бакалавров.

Также я окончил несколько модулей в Сколково по управлению гибкими командами и организациями. Мне кажется, что на таких коротких, но емких курсах можно круто прокачать себя как специалиста и немного отвлечься от академической рутины.

Я хотел углубить теоретические знания по экономике, поэтому в 2021 году поступил в СПбГУ и сейчас перехожу на второй курс магистратуры по экономике и управлению на предприятии. В целом я доволен, но мне достаточно сложно накладывать фундаментальные знания на уже имеющийся практический опыт, лучше делать это в обратном порядке: сначала теория, потом практика.

В дальнейшем я планирую поступать в аспирантуру и по химии, и по экономике, но не уверен, что это будет параллельно.

Почему мне кажется правильным получать несколько образований одновременно? Когда я просто учился в бакалавриате, у меня оставалось слишком много свободного времени, которое тратилось не особо эффективно. Со временем мне стало скучно развиваться в одной области, а всякие образовательные форумы, конференции и курсы я открыл для себя намного позже. Поэтому решил, что будет интересно и полезно развиваться в нескольких областях одновременно.

Я не вижу иных способов существования для интеллектуального человека, кроме как непрерывная учеба. Наш мозг требует постоянной подпитки в виде новой информации, которую нужно обрабатывать, а не просто пропускать через себя.

Сейчас я работаю в сфере технологического предпринимательства на базе химии и биологии. Для работы мне жизненно необходимы и естественнонаучное образование, и экономика для расчета финансовых показателей и построения гипотез, и менеджмент, когда нужно наладить работу команды. Чем больше у тебя знаний, тем гибче твой интеллект, эффективнее обучаемость и выше стоимость на рынке труда. А образование — это инструмент для эффективного приобретения знаний.

Александра Давыдова, 25 лет

В 23 года поступила на заочное отделение Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого по направлению «реклама и связи с общественностью» после окончания кулинарного колледжа.

Фотография предоставлена собеседницей
Фотография предоставлена собеседницей

— Я из небольшого города в Татарстане, после девятого класса поступила в музыкальное училище. Это было моим желанием.

Параллельно с учебой я работала и, отучившись два курса в колледже, отчислилась, потому что зарабатывать деньги было в приоритете. Тогда мне было всего 17 лет, но все же я понимала, что нужно получить хоть какое-то образование.

В сентябре, когда уже вовсю шла учеба, я побежала во все училища своего города, в итоге нашла место в каком-то ПТУ и поступила на повара-кондитера. Здесь не было особых проблем с посещаемостью, поэтому я спокойно совмещала учебу с работой. Но в процессе меня дернуло на юг, и я заканчивала учебу по этому направлению уже в Туапсе.

После окончания колледжа я собиралась поступать в вуз на какое-нибудь гуманитарное направление, но откладывала: не верила, что смогу поступить на бюджет, а платить за обучение не было возможности.

Потом переехала в Москву, начала работать и вообще перестала думать про вуз, так как доходы устраивали. Затем из Москвы переехала в Санкт-Петербург. Здесь отсутствие высшего образования впервые повлияло на мою зарплату.

Я долго сомневалась и не менее долго выбирала вуз и специальность, ведь я уже давно нигде не училась и боялась провалить вступительные. Но в итоге при поддержке друзей и нового начальства поступила в Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого на «рекламу и связи с общественностью» (заочное отделение) — практически то направление, в котором я работала почти все время.

Автор: Екатерина Цедрик

© «Мегабайт Медиа»