У подножья Заилийского Алатау находится мой родной город Алматы. Южная столица, культурный и финансово-экономический центр республики Казахстан
Город менял название несколько раз, до 1921 года Верный, затем его переименовали в Алма-Ата, с 1993 года — Алматы. Возраст города 164 года. Начиная с 90-ых активно стало меняться население города, алма-атинцев стало меньше, одни уезжали, другие уходи в мир иной. Появилось много приезжих с других городов и аулов республики. Так же на заработки приезжали люди с ближнего зарубежья. Город стал меняться и теперь в городе Алматы живут алматинцы и в меньшинстве коренные алма-атинцы. Изменилась культура, ценности, стал меняться облик города. С ростом населения изменилась экология города.
С 1998 года столицу Казахстана перенесли в Астану, а Алматы остался культурным и финансово-экономическим центром республики. На сегодняшней день Алматы самый крупный город Казахстана с населением 1.8 миллиона жителей.
Возникновение города было благодаря появлению на этом месте военного укрепления Российской империи крепости Верное. Название города с казахского языка переводится «Алматы» — Яблочный, «Алма-Ата» — Отец яблок, эти места очень благоприятны для яблок. В 1874 году крестьянин-переселенец Егор Редько привез из центра России яблони, которые прижились на местности. Гибрид с дикой местной яблоней и стал прародителем знаменитого алматинского апорта.
В своё время город считался перспективным и сюда ехали со всех уголков СССР. Климат и условия для сельского хозяйства привлекали переселенцев, среди которых были русские, украинцы, уйгуры, корейцы, немцы и другие. Во время Великой Отечественной войны, в Алма-Ату были эвакуированы часть заводов, которые работали на оборонную промышленность. В эти военные годы Алма-Ата стала пристанищем для эвакуированных людей со всего Союза
Старая архитектура
Город находится в сейсмоопасной зоне и не раз переживал разрушительные землетрясения. Не всем старинным зданиям удалось уцелеть до настоящего времени. К устоявшим зданиям во время сильных землетрясений относится Свято-Вознесенский Кафедральный собор 1907 года (фотография в заголовке статьи). Собор считается памятником деревянного зодчества, спроектированный архитектором Андреем Зенковым. Также к старым и уцелевшим зданиям можно отнести здание 1890 года нынешнего Представительства Министерства культуры Республики Казахстан. К более новым зданиям относится Казахский государственный академический театр оперы и балета имени Абая 1941 года.
Современная архитектура
С 1960 годов в Алма-Ате было активное строительство. Появлялись новые микрорайоны, активно велась застройка центральной части города. На реке Большая Алматинка был создан карьер для строительства новых домов и микрорайонов, а в 1971 году на этом месте появилось водохранилище «Сайран». Самым узнаваемым зданием Алма-Аты считается 26 этажное здание гостиницы «Казахстан». Здание считается одним из самых сейсмостойких в городе и долгое время было самым высоким.
Улицы, проспекты, парки
В городе распространено понятие направлений улиц «верх» и «низ» так как город расположен на склоне в предгорной части. Для организованного стока ливневых вод, полива и создания микроклимата было устроено много арыков (канав). До нынешних проблем с экологией, Алма-Ата считался одним из самых зелёных городов СССР. Отдельное внимание этому уделяли первые градоначальники, организовывая массовую посадку деревьев. Летом в Алматы очень жарко, немаловажную роль играет именно растительность.
Местным «Арбатом» считается пешеходная часть улицы Жибек Жолы (бывшая Горького) и с недавнего времени улица Панфилова. Эти места всегда людны, считаются очень комфортными и интересными для семейных прогулок.
В Алматы названия улиц часто называют старыми именами, это больше относится к коренным жителям. Не редко можно услышать, как проспект Райымбека по старинке называют Ташкентской и проспект Абылай Хана — Коммунистическим.
В Алматы большие и красивые парки для отдыха. К ним относится роща Баума и Центральный парк культуры и отдыха (бывший парк имени М. Горького), рядом с которым находится один из самых больших зоопарков в СНГ. В городских парках чисто и аккуратно, всегда приятно прогуляться не зависимо от сезона года. Практически в любом месте Алматы можно увидеть множество велодорожек, их расположили не только в парковых зонах, но и на городских улицах.
Горы
Алматы славится горами, впечатляющие виды Заилийского Алатау не оставит никого равнодушным. Высота гор в районе города не маленькая, к примеру пик Абая 4010 м. Горы являются излюбленным местом горожан и гостей столицы. Здесь находится крупнейший в мире высокогорный комплекс «Медеу» с самой большой площадью искусственного ледового поля — 10,5 тыс. м². Высота катка 1691 м над уровнем моря. Ещё выше, на высоте 2200 м расположен горнолыжный курорт «Чимбулак».
Экология
Большое количество автомобилей, слабое развитие электрического городского транспорта и неудачное в плане продуваемости расположение города привело к большой экологической проблеме. В Алматы очень сильно загрязнён воздух, часто наблюдается смог. На смотря на обширную газификацию отопления города включая ТЭЦ, в зимний период многие дома частного сектора отапливаются углём. Так же к возникновению смога напрямую относится большое количество автомобилей. Их большая часть прибывает в город с областей в надежде заработать деньги на частном извозе в виде такси. Стихийные таксисты очень часто грубо нарушают правила дорожного движения, наперегонки за клиентами.
Транспорт
Городской транспорт в Алматы представлен в виде автобусов, троллейбусов и метро. Качество обслуживания и перевозка пассажиров на автобусах желать лучшего, у троллейбусов ситуация немного лучше. Городу очень не хватает единиц транспорта, поэтому автобусы как правило переполненные, долго стоят на остановках, а водители между собой устраивают гонки с пассажирами на борту.
Метрополитен Алматы строился с 1988 года. Первую очередь с 8 станциями открыли в 2011 году. Причинами долгого строительства метро являлись технические и финансовые трудности в сейсмоопасной зоне. На сегодняшний день в алматинском метрополитене построено 10 станций, ведётся строительство других станций. Метро Алматы сделано очень красиво, курсируют современные электропоезда.
С 1937 по 2015 года в Алматы функционировал трамвай, который был неотъемлемой частью города и успешно перевозил пассажиров. В 90-ых годах трамвайный транспорт стал сокращаться и в 2015 году властями города алматинский был окончательно закрыт, не дожив 2 года до своего 80-летия.
Железнодорожный транспорт в Алматы берёт своё начало с 1929 года и связана со строительством железнодорожной линии Турксиба. 19 июля 1929 года в Алма-Ату прибыл первый поезд с надписью: «Есть Алма-Ата. Даешь Сибирь». В городе два железнодорожных вокзала: Алма-Ата 1 и Алма-Ата 2.
Аэропорт в Алматы с 1935 года. Считается самым загруженным аэропортом в республике, оснащён современным аэронавигационным оборудованием, двумя взлётно-посадочными полосами, способен принять все типы воздушных судов.
#алматы #алма-ата #казахстан