Найти тему
The Symbol

Почему Кристобаль Баленсиага закрыл свой модный Дом всего за один день

Вспоминаем историю Balenciaga

   Кристобаль Баленсиага, 1927GETTY IMAGES
Кристобаль Баленсиага, 1927GETTY IMAGES

Как Кристобаль Баленсиага стал главным дизайнером середины прошлого века, из-за чего он решил закрыть свой Дом за один день — и почему чего его идеи остаются актуальными даже полвека спустя.

   Довима в кейпе Balenciaga на обложке The Symbol, ноябрь 1950Richard Avedon
Довима в кейпе Balenciaga на обложке The Symbol, ноябрь 1950Richard Avedon

«Учитель всех нас» — так о Кристобале Баленсиаге отзывался Кристиан Диор. Его исключительный талант признавала даже Габриэль Шанель, которая совсем не жаловала конкурентов: она называла его «единственным настоящим кутюрье». Он действительно был единственным в своем роде — и в подходе к созданию одежды, и в общении с прессой, и вообще во взглядах на жизнь. Он не любил разговаривать с журналистами — и за свою долгую карьеру дал всего одно полноценное интервью (задолго до Мартина Маржелы, который подобной тактикой заслужил себе репутацию «загадочного» и «анонимного»). Его инновационных идей хватило на то, чтобы заслужить мировую славу ему самому, а также дать отправную точку его ученикам и последователям — Юберу де Живанши, Андре Куррежу и Эмануэлю Унгаро.

То, как Баленсиага создавал свои вещи, принципиально отличало его от всех известных до него кутюрье. Он работал с тканью, как скульптор с камнем — не столько следуя за естественными пропорциями фигуры, сколько создавая новые и подчеркивая то, что считал нужным. Поэтому он предпочитал использовать тяжелые, плотные материалы, которые легко драпировались и хорошо держали заданную форму. Он стремился с помощью одежды создать ощущение комфорта и безопасности, эдакой «брони» — поэтому первым предложил объемные силуэты, когда слово «оверсайз» еще не вошло в модный лексикон. Его пальто-коконы и платья-мешки дизайнеры цитируют до сих пор — причем в практически неизменном виде.

Самой важной частью женского тела для Баленсиаги была спина: именно ее он стремился акцентировать почти во всех своих вещах. Способы для этого он выбирал разные: длинный шлейф, слегка опущенный сзади воротник, дополнительный объем в области спины (при этом спереди вещь была облегающей). Еще две зоны, которым дизайнер уделял особенно пристальное внимание — шея и запястья. Их он всячески стремился открывать с помощью расширенных горловин, блуз без воротников и ставших для него знаковыми рукавов 3/4. Сам он утверждал, что это помогает удлинять шею и руки, делать их более изящными — но, справедливости ради заметим, что у него могли быть и более практичные соображения: так он давал своим состоятельным клиенткам возможность наглядно продемонстрировать их впечатляющие ювелирные украшения. Не зря же его укороченные рукава прозвали «браслетными».

К слову, с клиентками у него тоже всегда были особенные отношения — многие из них считали его близким другом и доверяли наряды для важных случаев лишь ему. Некоторые и вовсе не мыслили свой гардероб без платьев Balenciaga — и очень эмоционально переживали его уход из мира моды. Когда Баленсиага решил закрыть свой Дом в 1968 году, Мона фон Бисмарк, считавшаяся самой стильной женщиной своего времени, на три дня закрылась в собственной спальне, оплакивая утрату и говоря, что «теперь ее некому будет одевать». К слову, решение о закрытии бизнеса великий кутюрье принял по-испански эмоционально — и буквально за один день. Он просто решил, что растущая популярность прет-а-порте не оставляет шансов кутюру — а «заниматься проституцией», как он называл готовую одежду, он был не намерен. В течение дня Баленсиага свернул все операции своего Дома, не поставив в известность ни своих бизнес-партнеров, ни сотрудников ателье. С тех пор сам Дом был успешно возрожден и сменил несколько креативных директоров, но к кутюру вернулся только сейчас — под руководством Демны Гвасалии. Посмотрим, удастся ли ему создать нечто достойное славы основателя Дома.

   Вечернее пальто BalenciagaLegion-Media
Вечернее пальто BalenciagaLegion-Media