Найти тему
СПОРТИВНЫЙ ПСИХОЛОГ

Как вырастить чемпиона. Советы спортивного психолога

Автор: НАТАЛЬЯ ИВАНОВА - спортивный психолог, Чемпионка Европы , Победительница Кубка мира, , Серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее.

ИГ @natalia.ivanova.ru

Ожидая ответа на вопрос : «Как вырастить чемпиона?» , многие родители будут искать в статье «волшебную таблетку», такие практические советы и конкретные действия и слова, применяя которые , они увидят свое чадо на пьедестале . Однако, самое главное понимать, что вырастить  Чемпиона – это , в первую очередь значит, , вырасти самому как родителю,  вложить в своего ребенка все лучшее. и  дать ребенку выбор идти своим путем. Это большая многолетняя командная работа, к которой готовы немногие.

Что все это значит? Давайте разберемся по порядку.

Первое, в чем стоит разобраться родителям и тренерам  – это в основных психологических потребностях ребенка в разных возрастах. Иначе, велик риск того, что мотивируя его на результат, вы будете травмировать его психику. Ведь все вы приводите ребенка в секцию в разных возрастах, и ваши с ребенком взгляды на то, почему нужно и интересно заниматься данным видом спорта, могут сильно расходиться. 

Возраст от 4-7 лет - самый маленький возраст для  начала занятий спортом в секциях. Основной потребностью ребенка в это время является потребность в любви, безопасности и игре. Отдавая ребенка в секцию в это время, вы должны понимать, что он должен чувствовать себя в безопасности, любить тренера и много играть. Игровые моменты должны присутствовать на каждой тренировке. Это развивает фантазию, креативность и смелость ребенка в разных ситуациях.И дома у ребенка должна быть возможность наиграться. Он может любить свою чекцию за красивый купальник, возможность погонять мяч  или попрыгать на батуте.

В возрасте от 7-12 лет – основные потребности ребенка – это обучение и общение. И он будет с удовольствием бежать в секцию, если там будут его друзья, и если ему будет интересно обучаться разным новым навыкам и умениям. Будь то выполнять сложные элементы на коньках, акробатической дорожке или в бассейне. Именно формирование навыка, а не завоевание медалей критически  важно в это время. На деле же , в этом возрасте уже начинаются первые детские соревнования,  родители и тренеры увлекаются в конкуренцию, включаются в гонку за медали, а навыки у спортсмена еще «сырые». И взрослые начинают «в хвост и в гриву» мотивировать детей на победу. Что наносит непоправимые душевные травмы ребенку, он наедается этого эмоционального насилия, и к подростковому возрасту, когда самое время для роста мастерства, совсем бросает спорт.

От 12- 18 лет – это подростковый возраст. И основной потребностью здесь является осознавание своих личных границ или ответ себе на вопрос: «Кто я?». Кто я без мамы, без папы, без тренера? Что я представляю из себя как самостоятельная личность? Что я могу? Чего я хочу?  И в это время ваш спортсмен будет эти границы отстаивать. Хотеть делать так как надо ему , и , скорей всего он будет замыкаться или огрызаться , если вы будете эти границы проламывать своими нравоучениями, настаиваниями, указаниями как надо, критикой , сравнениями и сожалениями. 

Это тот самый возраст, когда родители и тренеры максимально влияют на уверенность в себе и самооценку спортсмена –подростка. И, будьте уверены, если вы наорете на него после проигрыша, он запомнит это надолго, и будет бояться соревноваться.

ТОП советов, «    КАК ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНА» будет выглядеть для вас, возможно , довольно странно, но я прошу подумать об этом максимально осознанно.

  1. Когда вы выбираете вид спорта, важно, чтобы он был по душе ребенку, а не только вам, родителям. Как узнать, что нравится ребенку? 

Наблюдайте. 

- Он любит бегать, прыгать, быстро срывается с места? Значит, ему подойдут сложно-координационные, «взрывные» виды спорта. Такие, как гимнастика, фигурное катание, аэробика, акробатика, спортивные игры.

- Любит играть в компании? Часто организует всех  друзей во дворе или в садике? Попробуйте командные виды. Футбол, волейбол, баскетбол и т д.

- Любит лазить по лестницам и турникам? Возможно , ему понравится скалолазание.

- Любит играть  один, читать, бывать со своими мыслями? Тогда ему подойдут цикличыне виды спорта. Такие , как плавание, бег, лыжи, где есть время подумать на дистанции. Ну или шахматы и дартс.

2.На этапе выбора секции, важно ответственно выбрать тренера. Задайте себе вопрос: «Кому я отдаю ребенка, чтобы из него воспитали личность?» . Не просто Чемпиона, а Личность. Ибо с этим вашему ребенку жить потом всю жизнь. Тренер – тот человек, кто наряду с родителем закладывает в душу и характер ребенка основные качества и базовые ценности. И спорт когда то закончится, с медалями, или без , а душа и характер вашего ребенка останутся с ним. Поэтому, прежде, чем отдать ребенка в конкретный вид спорта, конкретному тренеру, узнайте, что он за человек, что  за специалист. Не стесняйтесь задавать тренеру вопросы о его образовании, личном спортивном опыте, методах мотивации , что очень важно (он будет орать ,  обзывать ,  бить палкой и швырять ребенка, когда у того будет что-то не получаться, или действовать как то по-другому?). Спросите тренера, какая ваша роль , как родителя, чем вы сможете ему помочь, а чем помешать?

3. А дальше – доверьтесь. Доверьтесь тренеру как специалисту. Себе, как родителю.  И ребенку как отдельной личности. Дайте ребенку время полюбить свой вид спорт, полюбить тренера, полюбить своих спортивных друзей.

#спорт #чемпион #олимпийскийчемпион #тренер #родители #психология #психолог #россия #спортивныйпсихолог #подросток