Сегодня церковь для нас — это, чаще всего, отдельные здания с куполами, в которых есть притвор, средняя часть и алтарь, и все украшено иконами. Так ли выглядели храмы в первые века? Из Деяний святых апостолов мы знаем, что богослужения в древности проходили в обычных домах, предоставляемых богатыми членами общины. Внешне оставаясь неприглядными, внутри эти дома специально перестраивались для совершения Таинств. Рассмотрим одно из таких строений с уникальными фресками, обнаруженное в начале XX в. на территории современной Сирии.
История обнаружения и находки
В 1920-х гг. британские военные проводили фортификационные работы в сирийской пустыне и наткнулись на древние стены с хорошо сохранившимся фресками. Так был впервые открыт Дура-Европос – античный город-крепость на Евфрате. Эта археологическая находка помогла ученым лучше понять, как выглядели ранние церкви и как зарождалось христианское искусство. К сожалению, сегодня увидеть фрагменты этого древнего города можно только в музеях: после начала гражданской войны в Сирии в 2011 г. он был почти полностью разрушен.
В ходе раскопок в Дура-Европос на небольшом друг от друга расстоянии были обнаружены остатки синагоги, христианской церкви, а также нескольких языческих храмов, датируемые III в. Такое скопление строений, предназначенных для людей с разными религиозными взглядами, объясняется тем, что в то время в городе проживало смешанное население. Большинство составляли сирийцы, арабы, евреи и представители иранских племен. Но власть имела греко-македонские корни, и город управлялся согласно греческим обычаям.
Главный интерес для нас составляет дом 232 г., переоборудованный под домовую церковь.
ПОДАТЬ ЗАПИСКУ В СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
Внутреннее устроение и фрески
Согласно реконструкции церкви в южной части здания был устроен зал для общего собрания, молитвы и совершения Евхаристии, который вмещал около 70 человек. Рядом располагалась комната, используемая предположительно для обучения оглашенных и детей. В северо-западном помещении находился баптистерий с купелью для крещения. А в самом центре строения располагался внутренний дворик, в который выходили все комнаты. Второй этаж не уцелел.
Лучше всего сохранился баптистерий, он же единственный в церкви и украшен фресками. Здесь над прямоугольной купелью была устроена арочная сень. Ее фасад был расписан растительным орнаментом, а свод над купелью – голубым небом со звездами. Фрески на стенах отражают различные библейские сюжеты и считаются древнейшими из известных памятников христианского искусства (232–256 гг.).
Сохранились следующие довольно узнаваемые образы: Адам и Ева в раю, Добрый Пастырь, Иисус и Петр, идущие по воде, процессия жен-мироносиц, исцеление расслабленного и так называемая встреча Иисуса с самарянкой у колодца. Так как уцелела лишь часть фресок, трудно определить, объединены ли все они каким-то единым замыслом.
Спорная фреска
Предметом споров среди некоторых ученых стала фреска с девой у колодца.
Изначально ученые, исследовавшие росписи в 1930-х гг., уверенно сопоставляли образ именно с сюжетом о самарянке. Так, глава археологической экспедиции в Дура-Европос Кларк Хопкинс утверждал, что фреска могла уцелеть не вся, а лишь ее левая часть, на утраченной же правой был изображен Христос. В дальнейшем он также выдвигал предположение, что самарянка могла быть изображена и одна. Приводя в пример росписи римских катакомб, он говорил, что в те времена часто изображали одну фигуру, по которой должен был угадываться сюжет.
И никто не подвергал сомнению эти гипотезы, пока спустя 80 лет исследованием росписей домовой церкви Дура-Европоса не занялся Майкл Пеппард, специалист по раннехристианской архитектуре и иконографии времен поздней Римской Империи. Он опроверг обе версии Хопкинса и высказал свою. Он утверждал, что для образа Христа на том участке попросту нет места, а у композиции с изображением самарянки в одиночестве нет аналогов. Обратившись же к примерам западного христианского искусства и восточной иконографии, Пеппард предположил, что фреска изображает сцену Благовещения Богородицы. И действительно, история знает несколько примеров изображений Марии, где Она стоит у колодца и слышит голос Ангела, возвещающий Ей о зачатии Спасителя.
Сюжет “у колодца” связан с тем же апокрифическим текстом «Протоевангелия Иакова» (II в.), откуда был позаимствован и более распространенный сегодня в русской иконописи — с веретеном и красной нитью в руках Богородицы. И хотя это «Протоевангелие» так и осталось апокрифом, на Востоке (в том числе в Византии) его хорошо знали и ценили.
Таким образом, новое предположение Пеппарда о данной фреске кажется вполне правдоподобным. И тогда образ Божией Матери из этой самой древней христианской церкви является еще более ранним, чем в катакомбах Присциллы, и древнейшим из известных.
КАТАЛОГ ИЗДЕЛИЙ СВЯТО-ЕЛИСАВЕТИНСКОГО МОНАСТЫРЯ