Найти тему
Культурный Хаос

Стендаль: хроника XIX столетия

«Красное и черное» - знаковое произведение XIX века и, возможно, лучший роман столетия. Книга о жизни, любви и смерти сына крестьянина-плотника Жюльена Сореля, который стремился выбиться в высший свет французского общества и, когда достиг всего, о чем мечтал, двумя выстрелами поставил точку в развитии собственной карьеры.

Портрет Стендаля
Портрет Стендаля

Когда читаешь первые главы романа, от выходок юного Сореля становится, мягко выражаясь, неприятно. Все эти мальчишеские ужимки, странные, наивные поступки, продиктованные гиперболизированным стремлением доказать внутреннее превосходство, настолько смешны, нелепы и вздорны, что к герою начинает появляться чувство отвращения.

Вот он сидит возле госпожи де Реналь, в доме, в котором он работает гувернером. Сорелю хватает проницательности, чтобы понять, что женщина испытывает к нему теплые чувства. Он видит, что творится в семье де Реналей, чувствует, что между двумя супругами нет особой страсти в отношениях — муж занят набиванием кошелька, жена — воспитанием детей. И Сорель решается действовать. Но какими вычурными, странными способами?! Молодой человек настолько боится провала, что ставит ультиматумы сам себе, и грозится пустить пулю в лоб, если не сдержит данного самому себе обещания.

На счастье или на беду, но его план оказывается успешным. Однако, он сам незаметно для себя влюбляется в женщину, которую решил завоевать.

Казалось бы, типичная закваска для бульварного романа. Стендаль же создает перед нами картину всего XIX века. Или хотя бы его начала.

Русская армия в Париже, 1814 год
Русская армия в Париже, 1814 год

Франция 1820-х годов. Отгремели революции прошлого века и наполеоновские войны начала нынешнего. После поражения 1814 года в стране снова правит король, однако его права уже не настолько абсолютны, как до взятия Бастилии. Если при Наполеоне любой талантливый выскочка мог сделать себе карьеру, стартовав из самых низов, то во времена Реставрации монархии на умных и ловких плебеев смотрят не просто с неприязнью, - с подозрением и опаской. Аристократия боится повторения революционного террора, богатые буржуа не хотят делиться своими прибылями.

Юный самоучка Сорель, блестяще знающий Священное писание по-латыни, чрезвычайно честолюбивый и тщеславный, гордый и независимый, пытается пробить свой путь к признанию, славе и богатству. Но, в отличии от героев Бальзака, стендалевский Сорель стремится вверх не ради материальных благ. Ему важнее показать, что ум, благородство, смелость — эти качества не зависят от происхождения. Он хочет добиться признания. Хочет, чтобы им восхищались.

Париж в середине XIX века
Париж в середине XIX века

Первые юные, глупые выходки через пару лет сменяются способностью разыгрывать многоходовые комбинации как на карьерном, так и на личном фронте. Сорель словно ведет шахматную партию с глубоко рассчитанными вариантами. Но одновременно это глушит все настоящее и искреннее, что присутствовало в нем изначально. Он влюбляет в себя взбалмошную красавицу — дочку маркиза, девушку из абсолютно чужого для него общества. И сам же не знает, что с этим делать. И финальная развязка этого маскарада приходит тогда, когда на волю прорываются истинные чувства, когда он ослепленный ими перестает притворяться и вновь становится сгустком страсти.

После этого приходит раскаяние, настоящее понимание себя и прощение этого мира со всеми его условностями и лицемерием. Вместе с этим возникает ощущение, что партия сыграна. Дальше идти некуда. Своей последней речью на суде он подписывает себе смертный приговор.

Сорель — человек Наполеона, опоздавший родиться в нужное время. Появись он на свет лет пятнадцать назад, он мог бы сделать карьеру маршала, стать одним из главных лиц Франции. Но во времена Реформации, как бы он ни старался, за ним всегда, как тень, будет следовать аура его низкого происхождения.

Наполеон на о. Эльба
Наполеон на о. Эльба

Чем-то он напоминает Печорина из «Героя нашего времени». Только Печорин — холодный и расчетливый, циничный и уставший; Сорель — полон страстей, гнева, любви и ненависти, бесконечного стремления к самоутверждению. Но оба они так и не смогли найти себя в выхолощенном мире ханжества, глупости и двойных стандартов.

«Красное и черное» - роман на все времена. Сам Стендаль как-то сказал, что его книгу поймут лишь через полвека после опубликования. Он оказался удивительно точен. При жизни Стендаль никогда не был известным писателем. Современники не понимали его. Современники были заняты другими вещами — урвать кусок побольше, получить теплое местечко для себя или ближайших родственников, обзавестись важными и полезными связями. А идти добровольно на гильотину ради собственных идеалов — это для французского общества середины XIX века было неслыханно. Имя Наполеона было под запретом, так же как и фамилии тех, кто творил Революцию.

«Красное и черное» - удивительный роман, который можно читать в любом возрасте и каждый раз открывать для себя что-то новое.

#стендаль #литература