Обучение в сообществе (CLL – Community Language Learning) – метод, разработанный психологом Чарльзом Артуром Керраном и его последователями. Суть данного метода состоит в том, что ученики и учителя словно разделяют роли клиентов и консультантов, где клиенту нужны поддержка и совет, а консультант - это тот, кто может их дать. Этот подход опирается не только на психологию, но и на так называемые «гуманные техники», основная задача которых состоит в формировании сплоченности внутри группы и принятии себя. Обучение в сообществе также связано с «языковым чередованием», когда сообщение на уроке сперва дается на родном языке, а затем повторяется на иностранном языке: в итоге ученики запоминают то, что говорит учитель, потому что сопоставляют сказанное на иностранном языке с тем, что до этого было сказано на родном языке.
Ученик говорит на родном языке учителю, учитель переводит его сообщение на иностранный язык, потом ученик повторяет его на иностранном языке, обращаясь уже к другому ученику. Ученики должны слушать, что говорят другие, так они учатся понимать речь других и со временем им становится проще общаться.
Обучение в сообществе включает в себя взаимодействие между учениками и учениками, учениками и учителем. Взаимодействие учеников непредсказуемо, включает в себя обмен эмоциями, допускается общение на любые темы, которые взаимно интересны участникам. Когда люди делятся эмоциями, они становятся более открытыми и хотят развиваться.
Взаимоотношения между учеником и учителем таковы: ученик говорит, что он желает сказать на иностранном языке, учитель подсказывает. В процессе обучения изучающий проходит через определенные стадии. На первом этапе, этапе знакомства, формируется чувство принадлежности к группе и безопасности. На втором этапе навыки ученика растут и он становится более независимым. На третьем этапе ученик свободно говорит. На четвертой стадии он может воспринимать критику, а на пятой спокойно совершенствует свои знания. Потом ребенок становится взрослым и может уже сам быть учителем. В процессе взаимодействия между учеником и учителем формируются теплые, понимающие, позитивные отношения. Для того, чтобы обучение было успешным, нужно, чтобы ученик чувствовал себя в безопасности. Если у ученика недостаточно внимания, то он не вовлечен в процесс обучения, поэтому нужно искать те задания, которые возродят интерес. Когда человек получает какие-то знания, он становится агрессивным, потому что чувствует, что может показать свою силу, продемонстрировать свое превосходство, свои новые знания, учителю нужно быть готовым к этой фазе. Если человек вовлечен в процесс обучения, то все усвоенное становится частью его новой личности. В процессе обучения ученику необходимо рефлексировать, фокусироваться на своем современном уровне развития и переоценивать цели. Усвоив основной материал, ученики становятся способными сами изучать последующие данные и применять язык за пределами класса.
При обучении в сообществе не определяются явные языковые или коммуникативные цели. Данный подход используется на вводных курсах разговорного иностранного языка, он не предполагает изучение продвинутой грамматики, словаря; предполагается, что ученический прогресс будет идти за счет общения в классе. Учитель должен помочь, как сказать то, что хочет ученик в соответствии с его уровнем. Иногда учитель уделяет внимание грамматике и лексике.
Как и большинство подходов обучение в сообществе включает в себя:
1)перевод: ученики сидят в кругу. Один ученик говорит, что он хочет сказать другим, учитель переводит на иностранный язык, ученик повторяет перевод учителя;
2)групповая работа: ученики могут заниматься разными занятиями, такими как обсуждение какой-то темы, подготовка к беседе или презентации и пр.
3)запись: ученики записывают беседы на иностранном языке;
4)ученики транскрибируют высказывания, которые они записали, чтобы попрактиковаться и проанализировать язык;
5)ученики фокусируются на изучении особенных лексических единиц и грамматических правил;
6)ученики сообщают о своих выводах классу;
7)ученики слушают монологи студента и потом выбирают элементы, которые могут использовать сами;
8)обсуждают с другими учениками или учителем, что изучили и как изучили.
Роль учеников в этом подходе четко определена: они становятся членами сообщества и взаимодействуют с ним. Обучение – это не достижение одной личности, а то, что достигается совместными усилиями. Ожидается, что ученики будут внимательно слушать учителя, чтобы понять как говорить, то, что они хотят сказать, повторять без сомнений, поддерживать своих сокурсников, испытывать удовольствие от обучения и становиться советниками для других учеников. Обычно ученики объединяются в группы по 6-12 человек, где определяется число консультантов от 1 на группу до 1 на ученика.
Роли учеников распределены в зависимости от 5 стадий изучения языка. Взгляды и воззрения ученика органично переплетены со стадией изучения языка, с каждой новой ролью, появляющейся в процессе развития, ученик отвыкает от предыдущей. Однако смена ролей проходит не очень легко и не автоматически. Фактически они происходят в результате кризиса. Когда ученик сталкивается с новой задачей, требующей напряжения ума, то он проходит через кризис. Решая задачи и проходя через кризисы, ученик развивается от любителя до профессионала высокого уровня.
Роль учителя происходит от функций консультанта, который действует спокойно и без осуждения, поддерживая и помогая понять себя, выявить проблемы и проанализировать их. Когда учитель понимает язык чувств, то он помогает лучше усвоить язык сознания. Если встречаются такие чувства как злость, беспокойство и иные подобные психологические волнения, то они должны встречаться с отзывчивостью преподавателя, показателем глубокого личного вклада.
Более специфические роли учителя основаны на пяти стадиях развития. На первом этапе учитель дает поддержку, давая перевод, в том числе фраз, при помощи которых спрашивают что-то у учителя, иногда предупреждая вопросы учеников. Позже уже сами ученики могут проявлять заинтересованность, учитель отслеживает высказывания учеников, оказывая помощь там, где это необходимо. Со временем ученики становятся способными воспринимать критику и учитель может корректировать неверные высказывания, советовать идиомы и давать данные по грамматике. Учитель в этот момент словно родитель. Ученик постепенно растет в своих навыках.
Поскольку данный подход основывается на взаимодействии в обществе, учебник не считается обязательным. Учебник устанавливает четкую программу и последовательность действий для ученика, поэтому он тормозил бы само развитие и взаимодействие. Лучше, чтобы учитель основывался на потребностях учеников, то есть урок состоял бы из того, что расскажет учитель и бесед между учениками. Сами разговоры могут быть транскрибированы и проанализированы, ученики могут работать в группах, чтобы создавать собственные материалы, такие как запись текстов прослушанных диалогов и мини-спектакли.
Описать урок, проходящие по методике обучения в сообществе, очень трудно, потому что все происходит стихийно. Но все-таки некоторое общее представление можно дать. Сначала все ученики садятся в круг лицом друг к другу. Первоначально будет тишина, когда ученики присматриваются друг к другу; потом тишина будет признаком того, что ученики думают, о чем поговорить. Со временем молчание становится невыносимым и кто-то что-то скажет. Учитель использует этот комментарий, чтобы начать обсуждение, или возбудить общение через обсуждение того, что чувствуют ученики в тишине. Он начинает вдохновлять на то, чтобы ученики начали задавать друг другу или ему вопросы по любой интересующей их теме. Вопросы и ответы могут записываться для последующего использования, чтобы пересмотреть, какие темы уже обсуждались.
Затем учитель может организовать обсуждение в парах со сменой партнеров каждые три и более минуты. Выбирается тема, которая обсуждается каждой парой. Результат обсуждения можно представить всей группе, которая в свою очередь пробует повторить или перефразировать то, что сказала предыдущая пара. На среднем и продвинутом уровнях учитель может предложить подготовить какую-то историю или презентацию для остального класса. Учитель помогает скорректировать выражения или предлагает, как улучшить что-либо в плане языка. Ученики готовят также специальные карточки или картинки, которые сопровождают их выступление. После разучивания диалогов и подготовки карточек, картинок, ученики показывают свою историю.
В конце занятия учитель просит порефлексировать, определить письменно или устно, над чем они будут совместно работать дальше, что ученики чувствуют по отношению друг к другу, ощущают ли они прогресс или наоборот стояние на месте.
Вот примерный протокол первого занятия:
1)неформальное приветствие и представление себя;
2)учитель называет цели урока и каков будет курс;
3)беседы на иностранном языке: формирование круга, чтобы был установлен визуальный контакт; начинается разговор между двумя людьми на родном языке; учитель помогает им сказать все это на иностранном языке; ученики повторяют за ним на иностранном языке и ведется запись; у каждого ученика есть право высказать ряд сообщений; каждый ученик повторяет значение того, что он хотел сказать на родном языке на иностранном, а затем помогает другим сказать то, что он только что говорил;
4)рефлексия, когда задаются друг другу вопросы о том, что каждый чувствует;
5)учитель выбирает некоторые предложения, которые были сказаны в процессе занятия, выписывает их на доску и объясняет из них лексику, грамматику и пр.
6)ученики могут задать любой вопрос по любому выражению, которое было сказано;
7)ученики списывают записи с доски с пометками.
Этот подход очень необычен и сложен для учителей, которые должны быть крайне профессиональны в двух языках и одновременно очень эмпатичны. Также учителю, решившемуся использовать этот подход, придется преодолеть традиционное представление о преподавании; он также должен быть готов принять и пережить агрессию учеников, когда они почувствуют свою независимость. Учитель должен опираться только на темы обсуждения, предлагаемые учениками, мотивировать их на беседы.
Критика метода: учителю сложно пользоваться этой методикой без специальной психологической подготовки; нет четкой программы, не ясны цели обучения, трудно оценить развитие и прогресс, упор делается на беглости, а не правильности речи.
Оставьте комментарий, если вам было интересно :) Со мной можно связаться в группе.
Здесь можно узнать про подходы в преподавании иностранных языков в середине 20 века
#английскийязык #педагогика #обучениеязыкам #обучениевсообществе