Не успели мы вернуться из солнечной Хакасии и еще с охоты, как я засела за поиск гостиницы в Новосибирске. У меня же запланировано лечение поясничной грыжи. Если, конечно, неврологи сочтут его возможным в моем случае. Клиника без стационара, значит, надо искать жилье.
И тут звонит шеф
- Собирайся, - говорит, - Михална! Едем на инвентаризацию.
- Какую, - отвечаю, - инвентаризацию еще? Оставьте в покое старую больную женщину. Нету у меня материальной ответственности!
Оказалось, что ответственности нет, а инвентаризацию делать придётся. Только не матценностей, а фауны заказника. Моя часть работы - мелкие млекопитающие, это полевки, землеройки, мыши.
Ну, фауну, это мы можем. Особенно мелкую, это мой конек. Ведь мыши, полевки, землеройки - очень важная часть любой экосистемы.
Только вот копатели нужны, ведь так просто эту мелочь не поймать. Я уже рассказывала на своем канале о том, как это происходит:
С трудом нашла я одного копателя, студента Ваню, вторым вызвался быть коллега Саня. Он же был и водителем второй машины - нашего древнего экспедиционного УАЗика. Я решила, что моя спина не хочет в УАЗик и поедет в более комфортном "Соболе", по крайней мере, до ближайшей от места исследования территории - точно. А уж там, где "Соболь" не пройдет, пересядем на УАЗ.
Итак, дружный коллектив ботаников, энтомологов, орнитологов и териологов на двух машинах выдвинулся в сторону озера Танай. Но сначала мы изрядно поколесили по городу, собирая участников. Особенно я "обрадовалась", когда узнала, что шеф забыл привезти с дачи экспедиционную посуду - котелки и чайник. Мало того, что пришлось объехать весь город, так еще и к нему на дачу завернуть. А что поделать, ведь часть коллектива, в том числе и ваша покорная слуга, планировали ночевку на месте. Шеф пообещал нам ночевку под крышей, в местном доме культуры. В итоге, вместо полутора часов, в дороге провели все три с половиной. Я, как загрузившаяся первой, дисциплинированно от университета (не то, что некоторые, которых забрали гораздо позже и от дома), к моменту прибытия уже изрядно оголодала и потребовала остановки в местной кафешке. Народ попытался возмутиться, но я была не покобелима! Пока не съем местного шашлыка, никуда дальше не поедем.
А еще говорят, что злыми бывают только голодные мужики! Враки. Я тоже не бываю доброй, когда хочу есть. Особенно злюсь, если еда прямо на глазах проплывает мимо окна машины.
Итак, прибыли мы на первую точку - берег озера Танай. Вообще, это не озеро, а огромный пруд, но глядя на его размеры, язык не поворачивается назвать эту водную гладь прудом.
Танай находится на границе двух ландшафтов - остепненных лугов и предгорий Салаирского кряжа, покрытого лесами. Но самая интересная его особенность - это дрейфующие по поверхности озера острова, называемые сплавинами. Они образованы сплетенными корнями водных растений, кустарников и даже деревьев. В этих сплетениях образуется плодородный слой, питающий растений. Острова очень подвижны, и их расположение на озере постоянно меняется. Вот, только сегодня вечером они были у одного берега, а уже утром следующего дня - выплыли на середину озера, а днем - сбились в кучку у противоположного берега.
Часто сплавины "причаливают" к берегу, порой крепко сцепляясь с береговой растительностью, словно прирастая к твердой земле. Иногда целое "стадо" островков пасется рядом с берегом, так и маня купальщиков доплыть и взобраться на природный плот. Но делать это надо очень осторожно - легко провалиться через сплетение корней. Но даже если соблюдать максимальную осторожность, ссадины и царапины будут гарантированы.
Лет 10 назад мы ездили показать озеро с бродячими островами своим друзьям из Питера. Как раз к нашему берегу довольно близко подплыла мощная сплавина. Конечно же, искушение было слишком велико, я доплыла до островка и кое-как взобралась на него. Ухитрилась и не наколоть босую ногу (не было тогда коралловых тапочек у простых сибирских туристов), и не продавить верхний слой растений, но когда вернулась на берег, обнаружила, что ноги исцарапаны в кровь.
Но в этом раз мы приехали не туристами, поэтому первая задача зоологов была проста - выбрать точки для канавок и почвенных ловушек, и вперед, копайте отсюда и до обеда. Так как с лесных массивов отловы у меня уже были, меня в первую очередь интересовали остепненные участки. Но оказалось, что найти кусочек, где не косят и не пасут скот - целая проблема. Кое-как нашли нетронутый участок, выгрузили лопаты и наш копатель приступил работе.
А Саня повез орнитологов и ботаников в другую сторону. Увильнул от рытья! Кроме закладки ловчей системы для "мышей" у меня была еще задача № 2 - показать энтомологам хорошую дорогу в лесные массивы, и еще задача № 3 - присмотреть место для ночной охоты за летучими мышами, а еще задача №4 - собрать образцы для миколога. Так что оставили мы нашего бедного Ваню махать лопатой и махнули в лес, благо, что с прошлого года никакое дерево дорогу не перегородило и никакой ручей водомоину не проложил.
К вечеру, когда все работы, запланированные на день, были выполнены, собрался наш коллектив, часть уехала в город, чтобы вернуться через пару дней, а четверо самых "отмороженных"( и я в том числе) остались при УАЗике. И ждал нас гостеприимный сельский клуб...
#будни_биолога
#интересныепрофессии