Время — это самый ценный ресурс, даже зная то, что мы можем очень сильно пожалеть, что неправильно его тратили, мы все равно продолжаем прокрастинировать. С рождением детей я все больше задаюсь вопросом: «Как все успеть?»
Чтобы покорить такого зверя, я решила разделить его на кусочки и проработать каждую сферу в отдельности. Это само по себе послужит тренингом личностного роста. Так я планирую лучше узнать себя, структурировать свою жизнь и составить план действий по ее улучшению.
Можно выделить 5 основных направлений, при помощи оптимизации которых можно повлиять на свою жизнь.
1. Планирование
Самый очевидный способ все успевать – контролировать то, что делаешь. Наш день часто состоит из попыток заставить себя делать что-то. То, что мы любим, может даваться нам легко, а все остальное мы откладываем и откладываем.
Я могу полчаса уговаривать мою дочку на 15-минутную тренировку, часы не соврут, мы тратим в три раза больше времени на дело, если позволяем лени взять над собой вверх. Затем мы догоняем то, что не успели сделать, жертвуя временем, предназначенным на отдых.
И всего, что я прочла и изучила, мне лично импонирует такой план действий
I. Разобраться со своими настоящими жизненными целями и ценностями, рассказать себе правду «О себе», перестать себе врать, тогда и энергия не будет утекать в цели типа «Надо бы похудеть», потому что так принято в обществе, но не является вашей приоритетной целью. Важно не согласовывать этот список с родными, друзьями и даже супругом, это ваши ценности, где-то они будут совпадать, а где-то расходиться с целями ваших близких. Не позволяйте никому вносить правки в вашу правду «О себе».
II. Уже исходя из первого пункта разделить цели на те, к которым вы будете идти всю жизнь, и цели, которые можно описать по системе SMART. Цели всей жизни также можно разделить на подпункты и расписать по SMART, но надо понимать, что не все пункты так возможно расписать.
Пример жизненных целей:
- Стать профессионалом в сфере
- Улучшить здоровье
- К пенсии выйти на пассивный доход с n-ой суммой, или иметь n-ую сумму
- Повысить продуктивность / стрессоустойчивость / уверенность в себе
- Прокачать интеллект, логику
- Постичь жизненную мудрость
- Обрести внутреннюю гармонию
- Научиться жить в ладу и гармонии с семьей
III. Расписать в таблице что нужно сделать для достижения каждой цели.
Порой изменения достигнуть не так-то просто.
Приведу свой пример:
Моя жизненная цель – научиться коммуникациям с людьми.
Чему нужно научиться конкретно? Какие качества я хочу в себе развить, а какие убрать? Возможно стоит избавиться от одной вредной привычки и результат вас уже удовлетворит?
Какие умения я хочу приобрести?
Слушать и слышать, вовремя помолчать, шутить, быть дружелюбным, веселым, ненавязчивым, смотреть не только со своей точки зрения.
От чего я хочу избавиться?
Не обсуждать и не осуждать, не повышать голос, не бросать колкий взгляд, не заводиться на пустом месте….
..это из того, что мне пришло в голову...
Оттачивание любой привычки – процесс систематический, и даже для такой цели лучше придерживаться плана. Легче всего разделить его на то, что необходимо освоить в ТЕОРИИ и на ПРАКТИКЕ.
IV. Запланировать цели на 1 год (не более 5) по SMART
V. Расписать задачи, которые необходимо выполнить в каждый месяц
VI. Завести планнер (Todoist, Trello)
VII. Выделить задачи, которые нужно делать регулярно, внести их в ежедневный трекер, разовые задачи внести в планнер.
VIII. Освоить метод Pomodoro
Про ежедневное планирование выпущу отдельную статью.
2. Упрощение
Упростите и автоматизируйте все, что можете
I. Вкусно – не значит долго. Интернет позволяет находить самые простые и вкусные рецепты, освоив которые мы можем изрядно сэкономить время. Морозилка – лучший помощник для создания заготовок.
II. Организуйте пространство, уберите лишнее. Ежедневно мы тратим очень много времени и энергии на вещи, уборку и раскладывание всего по местам. Разумный минимализм – ключ к экономии времени и пространства.
III. Проработайте гардероб. Вытекает из предыдущего пункта. Разумно подобранный гардероб экономит время, которое мы тратим на принятие решений, а также пространство.
IV. Упорядочить мысли поможет планирование, если вы не думаете сумбурно обо всем в течение дня, а упрощаете список до важных и приоритетных дел – вы лучше себя чувствуете.
V. Расхламите гаджеты, это упростит работу с устройствами в будущем. Выделяйте каждый день по 10 минут, это проще, чем держать в голове мысль о том, что надо бы сесть и заняться этим – в эту мысль утекает энергия
VI. Перестаньте тратить время на массмедиа, для этого у вас должен быть отведенный участок времени (метод Pomodoro), отключите уведомления, чтобы не отвлекаться
3. Режим
Самосаботаж – самая сильная проблема, единственное лекарство от этой болезни – режим, я долго не могла найти время на себя с детьми, пока не стала хотя бы частично вводить режим в свою жизнь, но над этим мне еще стоит пораотать.
I. Подъем до 7:30 утра и укладывание на сон до 23:00 (индивидуально, конечно, понаблюдайте за собой)
II. Время еды должно быть примерно одно и то же, я не сторонник подгона всех под одно лекало, тема глубокая, стоит ее изучить, чтобы всегда хватало энергии и правильно работал ЖКТ.
III. Включите полезные привычки в ежедневный трекер, но не бездумно. Подумайте, когда вам легче дается то или иное действие, в какой время суток? И тут действует правильно: ЛУЧШЕ МАЛО, ЧЕМ НИЧЕГО.
4. Делегирование
Делегирование – это подпункт упрощения. Когда вы что-то точно не успеваете, вы должны либо признаться себе в этом перестать переживать, либо найти того, кому можно это делегировать.
I. Покупку и доставку продуктов можно делегировать запросто мужу или заказать на дом, при этом вы избежите незапланированных покупок.
II. Клиниг, а почему бы и нет? Если кажется, что дорого, сядьте и постирайте, сколько времени это сэкономит и как это время вы потратите. Я уже молчу о подросших детях, им будет полезно, а вам – необходимо делегировать эту задачу.
III. Няня / соседка может помочь посидеть с детьми, иногда можно найти такой удобный вариант, если задаться целью, что вы сами удивитесь, почему не делали этого раньше. p.s. я сейчас конечно говорю о детях от 2,5-2 лет, а до этого времени присмотр за ребенком – это самая важная помидорка в списке ваших дел, если семья - это ваша главная ценность и финансы позволяют.
IV. Календарь / планировщик задач - им можно делегировать напоминание.
5. Здоровье
Кажется очевидным, но не всегда этот пункт попадает во внимание при работе над улучшением своей продуктивности. Бесполезно что-то улучшать и планировать в работе, пока здоровье дает сбой. Задача улучшения здоровья – приоритетнее всего, поэтому нужно тратить время на получение теоретических знаний и освоение практик, связанных со здоровьем, систематически понемногу вводить полезные привычки
I. Тренировки
II. Питание
III. Вода
IV. Мышление
V. Здоровый сон
Конечно есть неподвластные нам форс-мажорные обстоятельства, но я подозреваю, что в этом случае как никогда может помочь разумное распределение временного ресурса.