Найти в Дзене

О чем молитва «Владыко Человеколюбче...» вечернего правила?

Евангелие учит нас очень многому. Внимательное его чтение желательно для каждого христианина, потому что через евангельский текст в душу человека входит слово Божие. Если мы будем вдумчиво читать Евангелие, мы обязательно заметим одну особенность: все, о чем учит Христос, исполняется Им Самим. Отдельное внимание Спаситель уделяет молитве. В евангельском тексте мы встречаем множественные слова Христа о бодрствовании, молитвенном делании и посте. Посмотрим, как и когда молился Сам Спаситель. Ограничимся двумя евангельскими фрагментами: А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1:35); И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14:23). Христос, оставаясь наедине, молится как в утренние часы, так и после утомительного дня, подавая пример всем нам. Молитва – особое делание христианина, разговор человека с Богом. Вечернее молитвенное правило – довольно объемное, не всегда оно дается просто, ведь вечером п

Евангелие учит нас очень многому. Внимательное его чтение желательно для каждого христианина, потому что через евангельский текст в душу человека входит слово Божие. Если мы будем вдумчиво читать Евангелие, мы обязательно заметим одну особенность: все, о чем учит Христос, исполняется Им Самим.

Отдельное внимание Спаситель уделяет молитве. В евангельском тексте мы встречаем множественные слова Христа о бодрствовании, молитвенном делании и посте. Посмотрим, как и когда молился Сам Спаситель. Ограничимся двумя евангельскими фрагментами: А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился (Мк. 1:35); И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один (Мф. 14:23). Христос, оставаясь наедине, молится как в утренние часы, так и после утомительного дня, подавая пример всем нам.

Источник: izografsp.ru
Источник: izografsp.ru

Молитва – особое делание христианина, разговор человека с Богом. Вечернее молитвенное правило – довольно объемное, не всегда оно дается просто, ведь вечером почти всегда клонит в сон. Однако молитвы из вечернего правила по-своему красивые и глубокие.

Разберем одну из них – молитву святого Иоанна Дамаскина «Владыко Человеколюбче».

Напомним текст самой молитвы: Владыко Человеколюбче, неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем? Се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. Суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю: Тебе Господа Бога моего всегда прогневляю, и Пречистую Твою Матерь, и вся Небесныя силы, и святаго Ангела хранителя моего. Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойни бо суть милости Твоея. Но на мне грешнем удиви милость Твою: о сем яви человеколюбие Твое, да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь.

Молитва начинается с обращения к Богу. Мы признаем Господа Владыкой, Который дарует жизнь, поэтому в молитве просим просветить окаянную душу еще одним днем. Во власти Бога даровать жизнь и забрать ее, о чем часто забывает человек неверующий.

Вспомним евангельскую притчу о неблагоразумном богаче, который собрал хороший урожай и начал увеличивать свои житницы в надежде прожить остаток своих дней в веселии и праздности. Безумцем был тот богач, поскольку в ближайшую ночь его душу забрал Бог (Лк. 12:16-21). То же самое часто происходит с людьми, которые полностью погружаются в мир материальных ценностей. У них не остается времени на молитву и воспоминание о Боге, поэтому к жизненным испытаниям они оказываются не готовы. Христианин, наоборот, должен помнить о том, что каждый день ему даруется Богом. Даруется, чтобы в чем-то раскаяться, сделать доброе дело, стать ближе ко Христу.

Выражение неужели мне одр сей гроб будет несколько затруднительно для понимания, поскольку в нем используется синтаксический оборот с двойным падежом, характерный для старославянского, древнерусского и церковнославянского языков. По правилу согласуемый член оборота с двойным именительным падежом при переводе на современный русский язык должен ставиться в творительный падеж. Принимая во внимание, что одр – это ложе, получаем: неужели мне это ложе будет гробом. Молящийся понимает, что может и не получить больше времени для жизни и для покаяния.

Далее по тексту молитвы идет: се ми гроб предлежит, се ми смерть предстоит. То есть: вот гроб стоит передо мной и смерть ожидает меня. Кажется, странно постоянно мысленно ощущать перед собой гроб и думать о смерти. Наверное, не стоит жить только с такими мыслями, но и забывать о главном предназначении жизни – о покаянии и уподоблении Христу – тоже не подобает. Ведь, например, древние монахи настолько подчеркивали, выделяли для себя временность всего земного, что даже выработали целое учение о памяти смертной. Об этой добродетели пишет преподобный Иоанн Лествичник. Но простые миряне – не монахи, поэтому мы просто вспоминаем о главном хотя бы в словах молитвы.

Источник: svoskres.ru
Источник: svoskres.ru

Вечером день близится к завершению, и в конце дня каждый человек призван подвести его итоги. Подумать, как он провел этот день, что хорошего успел сделать, – поразмышлять над тем, провел бы он его так, если бы этот день был последним.

Вечерние молитвы заканчиваются исповеданием грехов, совершенных за день. Человек, даже если старается, все равно грешит довольно много. Чувство греховности может отсутствовать у нерелигиозной личности, далекой от Бога, но, как ни парадоксально, чем ближе человек к Богу, тем больше нечистоты он в себе ощущает. Это отражают слова молитвы суда Твоего, Господи, боюся и муки безконечныя, злое же творя не престаю. Страшиться суда Божия – это нормально и, более того, полезно для человека. Но страх должен не сковывать человека, а наоборот, сподвигать его на исправление.

Как-то, внимая проповеди о трудности спасения человеку богатому, простые люди спросили Христа: как же можно спастись. На это последовал ответ: Человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу (Мк. 10:27). Что-то похожее мы видим в словах молитвы Вем убо, Господи, яко недостоин есмь человеколюбия Твоего, но достоин есмь всякаго осуждения и муки. Но, Господи, или хощу, или не хощу, спаси мя.

Примечательно и то, что человек даже может не хотеть или не желать сам себе спасения. Разве не стал бы весь мир религиозным, если бы каждый человек хотел спастись. Но путь спасения – это путь узкий и немногие избирают его, ибо он требует от человека постоянного труда и усилия над собой. Эти трудности отпугивают, и получается так, что человек лишает возможности спастись сам себя: при мысли о религии и духовном делании ему становится не по себе.

А значит, в молитве фактически верующие просят Бога спасти их, даже если этого совсем не хочется.

Господь велик, благ и милостив. Преподобный Иоанн Дамаскин, автор молитвы, в дальнейшем взывании к Богу говорит: если праведника спасешь, нет в этом ничего великого, и если чистого помилуешь, нет в этом ничего удивительного, потому что они достойны Твоей милости. Святой просит явить дивную милость именно на нем, поскольку он грешен и недостоин ее. А вместе со святым каждый день просим и мы, православные христиане.

Источник: logoslovo.ru
Источник: logoslovo.ru

Да не одолеет моя злоба Твоей неизглаголанней благости и милосердию: и якоже хощеши, устрой о мне вещь: одолети – победить, превзойти; злоба – злодеяния.

В конце молитвы мы встречаем выражение устрой о мне вещь, которое можно перевести «как Ты хочешь, Господи, устрой, исправь мою жизнь». Эти слова напоминают христианину о важности жизни не только по своей воле, но и по воле Божией. Только Он знает, что для нас лучше и правильнее, поэтому нужно уметь доверять Ему дело своей жизни.

Молитва «Владыко Человеколюбче» показывает человеку его истинное состояние, указывает на греховность, однако не вводит в уныние, а наоборот, окрашивает светлыми тонами этот личный разговор души с Богом. Благодаря молитве оттаивает сердце, а надежда на милость Божию побуждает человека исправиться и пойти вслед за Христом.

#церковнославянский #церковь #кириллица #языки #православие #православные святые #молитва #православный молитвослов #вечерние молитвы

Текст подготовил Тихон Овчинников.

Не бойтесь ставить 👍 и подписываться на канал «Всегда живого церковнославянского»