Найти в Дзене
ВТБ Страна

Как смотреть на картины, чтобы понимать замысел художника

Дега любил форму квадрата, поздний Ван Гог завышал линию горизонта, а Поленов в «Голгофе» намеренно перенес главное действие на задний план. Разбираемся, как особенности формы, композиций и ритма картины влияют на ее восприятие, и учимся получать максимум от созерцания самых разных живописных полотен. Что скрывает формат и как его читать В прямоугольник можно вписать практически любой сюжет, но вытянутые картины сложно охватить сразу: форма заставляет зрителя скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно. Квадрат сложнее и больше подходит для статических композиций, так как его форма сама по себе стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя. На рубеже 19–20 веков квадратные картины начали ассоциироваться с фотографией. Они воспринимались как взгляд в объектив, открывающий зрителю случайные кадры. Квадрат любил Эдгар Дега, его серия обнаженных женщин и балерин как раз решена в таком формате: модели не позируют, они заняты своим делом, а художник будто случайно запечатлел
Оглавление

Дега любил форму квадрата, поздний Ван Гог завышал линию горизонта, а Поленов в «Голгофе» намеренно перенес главное действие на задний план. Разбираемся, как особенности формы, композиций и ритма картины влияют на ее восприятие, и учимся получать максимум от созерцания самых разных живописных полотен.

Что скрывает формат и как его читать

Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», около 1898 года, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Форма картины — квадрат со сторонами 65 см © Public domain
Эдгар Дега. «Голубые танцовщицы», около 1898 года, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва. Форма картины — квадрат со сторонами 65 см © Public domain

В прямоугольник можно вписать практически любой сюжет, но вытянутые картины сложно охватить сразу: форма заставляет зрителя скользить взглядом по произведению и считывать его постепенно.

Квадрат сложнее и больше подходит для статических композиций, так как его форма сама по себе стабилизирует и концентрирует взгляд зрителя. На рубеже 19–20 веков квадратные картины начали ассоциироваться с фотографией. Они воспринимались как взгляд в объектив, открывающий зрителю случайные кадры. Квадрат любил Эдгар Дега, его серия обнаженных женщин и балерин как раз решена в таком формате: модели не позируют, они заняты своим делом, а художник будто случайно запечатлел момент.

Мягкую форму круга любили художники эпохи Возрождения, воспринимая ее как идеальную фигуру, символ космоса или божественное начало. Часто в круг вписывали изображения святых или библейские сюжеты. Пример такой картины — «Мадонна Дони» Микеланджело. Овал — более легкий вариант для художника, так как фигура сама позволяет взгляду сфокусироваться. Такая форма хорошо подходит для портретов, потому что внешний край овала сочетается с овалом лица и другими естественными формами и смягчает образ.

Ищем покой и динамику в композиции

Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain
Пьер Огюст Ренуар. «Портрет актрисы Жанны Самари», 1877 год, ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва © Public domain

Статичные композиции строятся на основе баланса горизонталей и вертикалей и показывают что-то спокойное, «зафиксированное». Классическая статичная композиция характерна для портретов. Таково изображение актрисы Жанны Самари кисти Ренуара: модель сидит, подперев голову рукой, движение отсутствует.

Алексей Венецианов. «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Алексей Венецианов. «На пашне. Весна», первая половина 1820-х годов, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Статичная композиция также характерна для пейзажей, изображающих тихую природу. Горизонтали и вертикали здесь задает сам окружающий мир — это линии воды, земли, травы, горизонта, деревьев. В картине Венецианова «На пашне. Весна» такая неподвижность рождает спокойствие и гармонию между человеком и природой.

Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain
Валентин Серов. «Похищение Европы», 1910 год, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Динамичная композиция используется для передачи движения, скорости, драматичности сюжета. В этом случае основой служат диагональные линии, которые могут иметь различные направления. К ним часто добавляются горизонтальные или вертикальные элементы. Например, в «Похищении Европы» Серова бык плывет по диагонали, линия горизонта тоже изображена не ровно, а изогнутыми линиями волн, которые подчеркивают плывущие дельфины.

Возможности линии горизонта: меняем точку зрения

В классическом варианте линия горизонта располагается в средней части картины. Она позволяет смотреть на полотно без напряжения, поскольку мы видим изображение в привычном для нас ракурсе, как на картине Сезанна «Берега Марны». Если линия горизонта располагается в нижней трети, то у зрителя создается ощущение, что он смотрит на мир с некой низкой точки. Это рождает интуитивное впечатление, что перед нами изображено нечто величественное и торжественное.

Завышенная линия горизонта — в верхней трети картины — делает акцент на происходящем на земле. Такой прием используется в пейзажах, когда нужно раскрыть широту природы, ее масштаб, насыщенность вида. Также завышенная линия горизонта концентрирует внимание на происходящем «внизу», на многолюдности сцены, создает «всемирный масштаб» — как на картине-притче Ван Гога «Красные виноградники в Арле».

Как изменить восприятие сюжета при помощи заднего плана

Василий Поленов. «Голгофа», 1909 год, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров © Public domain
Василий Поленов. «Голгофа», 1909 год, Вятский художественный музей им. В. М. и А. М. Васнецовых, Киров © Public domain

У картин выделяют три плана: передний — максимально приближенный к зрителю, средний — несколько удаленный, но отчетливо видный, и задний план, то есть фон. Классический подход — это практически пустой передний план, разворачивание сюжета на среднем плане и использование заднего как фона.

Задний план обычно считывается зрителем в последнюю очередь. Когда художник переносит в глубину что-то важное, он намеренно сбивает восприятие зрителя. Это можно видеть в «Голгофе» Поленова: в отличие от классических сюжетов с распятием, художник пишет процесс «до». Зритель будто оказывается среди людей внизу и следит за происходящим вместе с ними. Такой прием освежает восприятие известного сюжета.

Ритмичность в картинах: от форм до цвета

Еще один важный прием организации полотен — ритмичность. Чем больше в картине деталей и персонажей, тем важнее для художника правильно их организовать. Для этого используются разные ритмы: повторение одних и тех же форм, их подобие, контраст или колорит. Например, в картине Матисса «Настурции. Панно „Танец II“» ритм легко считывается благодаря графичности фигур и решению их в одном цвете. Такой же прием использует Ван Гог в «Прогулке заключенных» — зритель словно видит бесконечный обезличенный круговорот. Суриков в картине «Утро стрелецкой казни» использует контраст форм при изображении стрельцов и бояр, народного хаоса и строгости власти. А знаменитая репинская сцена «Иван Грозный и сын его Иван…» основывается на цветовом созвучии: красный цвет играет доминирующую роль, он и его оттенки повсюду.

На наше восприятие картины влияют многие факторы: композиция, масштаб, форма и ритм, план и расположение линии горизонта. Чтобы научиться считывать замысел творца и выделять главное, чаще посещайте картинные галереи и всматривайтесь в работы художников — и увидите, как картины постепенно раскрывают свои секреты. Например, до 30 октября можно успеть на выставку Пушкинского музея «Брат Иван. Коллекции Михаила и Ивана Морозовых», которая проходит при поддержке банка ВТБ, и попробовать найти все приемы, которые использовали выдающиеся художники: Моне, Ван Гог, Пикассо, Ренуар, Серов, Шагал и другие.

Полную версию статьи читайте на нашем сайте vtbrussia.ru/culture.