От чего люди становились вялыми и нервическими, мучались ветрами, глистами и головной болью? Узнаем про суеверия наших предков. А вдруг, это не суеверия?
Время сейчас урожайное, так что тема, как говорится, на злобу дня.
Итак, наши предки всегда с осторожностью привечали всякие иноземные фрукты и овощи. Помните рефлекс Павлова "Что такое"?
Например, с огурцом на Руси быстро подружились, в отличии от котов на смешных видео. Про любовь русских к огурцам писали все иностранные гости в XVI-XVII веке (надо бы про это отдельную статью сделать).
С картошкой у нас сразу вышла неувязка, как в сказке про Мужика и Медведя - "Тебе вершки, а мне корешки". Про это читатели прекрасно знают, поэтому не буду банальным. Паслёновые они такие, кхе-кхе.
Кстати, названия у нас фруктам давали по месту происхождения, откуда к нам попали: финики из Финикии, персики из Персии (киви из Гиви).
Абрикосы в античность называли (лат. Prúnus armeníaca), что указывает на его армянское происхождение, позже в Европе его долгое время обзывали армянскими яблоками или армянскими сливами.
Забавно, но имея Армению под боком (увы, торговых сношений между нами ещё не было), мы заимствовали слово абрикос из голландского языка (brikoos) (Пётр Первый в XVIII веке постарался).
Голландцы взяли слово у испанцев (albercoque), испанцы у арабов (al-birquq), которые 700 лет терзали христианские Пиренеи (кто-то ещё считает, что Иго на Руси было длительным?).
Арабы заимствовали слово из греческого, а греки из латыни. Ведь, латинское (praecox) значит "скороспелый", так ещё Плиний обозначил отличие абрикоса («раннего плода») от персика («позднего плода»).
Вам врага подать со сливочным или томатным соусом? (официант в ацтекском ресторане "Коатликуэ")
С томатами (Vivat, Паслёновые!) вышла занятная история. Привезли их середине XVI века из Нового Света в Европу, вместе с кукурузой и картофелем, испанцы.
Ацтеки называли томаты "томатль". Мы заимствовали название от французов (tomate) и итальянцев "pomo d'oro" - "золотое яблоко". Тогда с неймингом не заморачивались: видели что-то незнакомое - называли каким-то там яблоком.
Томат - штука красная и красивая, а как мы знаем, многие букашки и ягоды ярких цветов или ядовиты, или условно съедобны. Отсюда и первобытные страхи.
Если ацтеки томат использовали во всю (сохранился рецепт ритуального каннибализма: с томатом тушили человеческое мясо), то европейцы были боязливыми и долгое время высаживали помидорки в садах, чтобы глазам делать приятно.
До начала XIX столетия все решили, что помидоры несъедобны или вызывают тошноту и рвоту.
Представляете, но в 1811 году немецкий Ботанический словарь сообщает: "Хотя томат и считается ядовитым растением…в Португалии и Богемии даже делают из него соусы, отличающиеся крайне приятным кисловатым вкусом". Немцы такие осторожные...
В интернетах часто мелькает "факт": типа, помидоры убивали аристократов. Те были такие богатые, что пользовались оловянной посудой (уже смешно). Посуда была с повышенным содержанием свинца, который вступал в реакцию с кислым помидорным соком и в виде токсического соединения попадал в организм и убивал. Это ж, сколько надо помидоров за всю жизнь слопать, чтобы получить отравление тяжёлыми металлами. Имхо, растиражированный бред.
В Россию томаты попали при... давайте отгадаем?... при Петре "Окнорубе". Наслушавшись страшных историй от европейцев, наши украшали им клумбы, да и прока от него было мало, так как в наших условиях помидоры не вызревали.
- Как это, не вызревали??? Вон у меня теплица полная!!! - завопит огородник и ополчится с тяпкой на автора.
Дело в том, что пока светлый ум, агроном и замечательный дядечка - Болотов Андрей Тимофеевич во второй половине XVIII века не занялся сельским хозяйством, мы не имели бы сегодня такое повсеместное распространение картофеля.
Болотов и постарался, чтобы помидор окончательно признали овощной продовольственной культурой. Он научил нас добиваться спелости томатов с помощью рассадного способа выращивания и метода дозаривания (красиво звучит, а это обычное дозревание собранных плодов).
А, собственно, почему Амурные яблоки?
Тут постарались французы, которые из-за красного цвета и схожестью с нашим четырёхкамерным мотором, назвали помидор - pomme d’amour («пом д’амур») — яблоко любви, или амурное яблоко.
Всякие шарлатаны загоняли его доверчивым ловеласам, как афродизиак, оказывающий любовное воздействие. (глупцы, не знали про банку сметаны и дюжину мидий)
👉 Идём далее, много любопытного нам поведает следующая книжица 1833 года:
"Словарь врачебный, составляющий 6 часть домашнего лечебника, с прибавлением описания всех употребительных снедей, приправ и напитков; с подробным описанием их лекарственных сил, и полезных или вредных действий в теле человеческом, смотря по различным темпераментам или сложениям оного."
А в белой кружке черный... ©Сукачёв
"Опыт доказал, что ежедневное употребление чая ослабляет. Особенно он вреден слабогрудным, худощавым и чувствительным людям, кои могут получить от него спазмы. Постоянная привычка пить два раза в день чай в Англии, в Голландии, в Германии и России делает людей вялыми и многомокротными, производит нервические болезни и расположение к цынге.
Доктор Мерат утверждает, что от многого питья чая цвет лица делается синеватым или багровым, повреждаются и чернеют зубы, человек делается вялым, робким и бессильным: чай сушит и расслабляет"
Кто его раздевает, Тот слезы проливает... (одна девушка о комплекции Паганеля)
"Лук, умеренно употребляемый, укрепляет желудок, полезен старикам и флегматикам, но молодые люди и худощавые не должны много его употреблять; ибо он горячит и производит головную боль"
Дэвушка, хочешь пэрсик? (подслушано на рынке в Сочи)
А пока вы осмысливаете новые "знания" и вовремя передумали, выкинуть персики в мусоропровод, вот вам меню которым потчевали геологов в 1897 году в Петербурге:
- Суп из мамонта
- Уха из морского змея
- Филе из ихтиозавра и т.д.
Как вы догадались, это шуточное меню, которое один ресторан выпустил к дате прохождения Международного геологического конгресса.
Но, в каждой шутке есть доля правды. В 1902 году в Зоологический музей из Сибири доставили замороженную тушу мамонта. Один из сотрудников музея умыкнул небольшой кусочек мохнатого слона, сварил из него суп-консоме и угостил всех домочадцев.
Фамилия похитителя была Бианки. Этого супца похлебал и его сын – будущий писатель-натуралист Виталий Бианки.
А что, можно было? Тогда бы не прочь шаверму из птерозавра заточить. Поддерживаете затею?
☝ И запомните, что от всяких хворей пригодится подписка на Паганеля и этот совет: