Найти тему
Лицей

Кижские колокола

Фото музея-заповедника «Кижи»
Фото музея-заповедника «Кижи»

В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в дальней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь на богослужениях бывала инокиня Марфа Романова.

Далеко разносится по воде их звон, оглашая ближние и дальние селения. Архитектура Кижского ансамбля – словно живая музыка, подобна многоголосой кантате. Соединение архитектуры с колокольными звонами создает неземное волшебство.

Звонить в колокола  было  любимым занятием на Руси с давних пор. Широко известен обычай пускать в Пасхальную неделю на колокольню всех желающих. Звон в праздничные дни продолжался обычно весь день. Это был самый демократичный вид искусства.

Мастерство звонарей передавалось от учителя к ученику. В качестве одного из средств передачи ритмов звонари использовали «звонарские приговорки»,  например:

«Девки мимо,

Бабы к нам.

Девки мимо,

Бабы к нам!»

В деревнях кижской округи перед большими церковными праздниками колокольный звон начинался обычно в дальней деревне Обельщине. Приоритет этой деревни объяснялся тем, что здесь на богослужениях бывала инокиня Марфа Романова – мать будущего российского царя Михаила Романова, сосланная в 1601 году Борисом Годуновым  в Заонежье.

Затем присоединялся звон колоколов Никольской церкви в Сенной Губе. В этот перезвон вступали колокола кижской колокольни, а за ними – колокола  церкви в деревне Леликово.

В народе бытовали воспоминания о припевках, связанных с местным колокольным звоном. Так, например, жителям Обельщины в звоне своего колокола в дни праздничных  перезвонов слышалось:

«Блины,

Колобы,

Калитки.

Блины,

Колобы,

Калитки».

(Калитки - это карельские открытые пирожки из ржаной муки. - Ред.) Колоколам Обельщины отвечал огромный колокол в Кижах, слышный по всей округе:

«Будем,

Будем

С толстым пузом.

Будем,

Будем

С толстым пузом!»

Известно, что кижане охотно ездили по праздникам в соседние деревни и любили обильные застолья («поесть от пуза»). Следом за кижскими звонарями в общий перезвон вступал колокол леликовской церкви с припевкой:

«Хоть бы были,

Хоть бы нет.

Хоть бы были,

Хоть бы нет».

Леликовцев было принято считать не слишком гостеприимными.

«Мелодии в прибаутках соединялись в своеобразную «колокольную поэму» кижских деревень», — вспоминал местный житель И.А. Костин.

По всей видимости это звучало очень красочно, тем более что в Кижах отличным звонарем-виртуозом почитали Николая Акакиевича Воронцова. Особенно ему удавался праздничный или, как называли его местные прихожане, «воронцовский звон». Помнят кижане и других знатных звонарей.

Продолжают их традиции современные звонари Игорь Архипов, возродивший звоны в Кижах в 1989 году (один из первых на территории СССР) и Игорь Хуттер. Они стали первыми в России звонарями-лауреатами конкурса 2000 года в Москве, в котором приняли участие более 100 композиторов  и творческих коллективов. Третий кижский звонарь Алексей Нестеров осваивает это многосложное искусство, ему есть у кого учиться.

Кижские звонари  занялись обустройством звонниц и восстановлением колокольного искусства в возрожденной Петрозаводской и Олонецкой епархии (ныне Петрозаводской и Карельской).

Первый фестиваль колокольных звонов состоялся в Кижах  в 1998 году и был посвящен 10-летию возрождения колоколов на острове Кижи. Второй фестиваль, посвященный 290-летию церкви Преображения Господня, прошел в Кижах 7 — 9 августа 2004 года.

Старший звонарь Московского Кремля и Храма Христа Спасителя Игорь Васильевич Коновалов с уважением отметил достоинства кижской звонницы: это самая большая в России деревянная колокольня в действующем состоянии, с отличными акустическими возможностями.

Как не было двух одинаковых часовен в Заонежье, так не было и одинаковых звонов.

Воссоздание колокольной партитуры возможно только на исконной местности, так как на нее воздействует много факторов. Музей-заповедник «Кижи» идеально подходит для этого, ибо является уникальным историко-культурным и природным комплексом. За последние годы при участии звонарей музея «Кижи» в нескольких десятках храмах Петрозаводской и Карельской епархии были обустроены колокольни и звонницы. Музей «Кижи» стал одним из центров возрождения традиционного искусства русских православных звонов по всей Карелии.

Авторы: сотрудники музея-заповедника "Кижи" Виола Гущина, Марина Ноженко, Игорь Хуттер

Большое спасибо, что дочитали до конца. Будем вам признательны, если вы поставите лайк этой публикации и поделитесь ею, чтобы и другие люди могли увидеть этот материал.
Подписывайтесь на наш канал "Лицей" !