Планы по возобновлению авиасообщения в Новгородской области приобретают более реалистичные очертания. При этом смысла и экономической целесообразности им от этого не прибавляется.
Уже не аэропорт
Губернатор Андрей Никитин рассказал о перспективах развития бывшего военного аэродрома на встрече с жителями города и общественниками. По сути, она носила предвыборный характер, хотя официально таковой не именовалась.
По словам губернатора, проект реконструкции взлётно-посадочной полосы получил положительное заключение экспертов. Он направлен в федеральный Минтранс. Ведомство должно помочь с поиском источников финансирования проекта.
Никитин откровенно признал, что регулярные рейсы между Великим Новгородом и другими регионами вряд ли возможны. Пока речь идёт только о малой авиации и грузовых судах. По мнению губернатора, существует перспектива организации отдельных чартерных вылетов, например, на черноморские курорты. Однако это будет возможно только при наличии спроса.
Примечательно, что ни в речи губернатора, ни в текстах о встрече в СМИ не упоминается кречевицкий аэропорт. Речь идёт только про «аэродром». Исходя из этого, можно предположить, что от идеи строительства полноценного терминала власти отказались. Проектом предусмотрена только реконструкция инфраструктуры непосредственно для взлёта и посадки воздушных судов.
В таком виде проект должен быть существенно дешевле, а соответственно и реалистичней с точки зрения воплощения в жизнь. Однако экономическая целесообразность вызывает всё больше сомнений. Инвестиции в проект предполагаются очень внушительные. Только разработка документации стоила около 20 миллионов. Сама реконструкция, очевидно, обойдётся в десятки раз дороже.
Невозвратный кредит
Понятно, что областные власти такие вливания и создание новых рабочих мест на время строительства ждут с нескрываемым энтузиазмом. Это своего рода подарок. Чем-то он похож на кредиты, которые российское государство периодически раздаёт «дружественным» странам. Суммы передаются внушительные, а возможность их вернуть никто всерьёз не рассматривает. Так и здесь: перспектива отбить инвестиции малой авиацией и грузоперевозками выглядит малореалистичной.
Для малой авиации есть аэродром в Борках. Наверное, чтобы возвращать вложения в комплекс в Кречевицах, нужно будет взимать плату за использование обновлённой инфраструктуры. По своим характеристикам она очевидным образом будет превосходить аналогичную в Борках. Но вряд ли это сможет сильно заинтересовать представителей новгородской малой авиации. Сильно развитой её назвать сложно. Вряд ли она может оцениваться и как достаточно платёжеспособная. Разве что властям придётся самим заниматься развитием малой авиации сверху. Хотя в это, с учётом взглядов губернатора на государственное участие в частных инициативах, верится с трудом. Андрей Никитин неоднократно был замечен за нежеланием поддерживать нежизнеспособные проекты (нежизнеспособные проекты с федеральным финансированием — другое дело).
Грузоперевозки по воздуху также будут ощутимо дороже транспортировки грузов фурами. В них на первый взгляд могут быть заинтересованы только отдельные сверхсостоятельные представители деловых кругов, для которых особенно актуальна оперативность доставки. Много ли подобных потенциальных заказчиков в Великом Новгороде? На этот вопрос мы затрудняемся ответить однозначно.
Наконец, перспективы чартерных рейсов выглядят совсем сомнительными. Конечно, удобнее вылететь в Геленджик из Великого Новгорода, а не из Пулково. Но и стоить такие штучные перевозки будут ощутимо дороже. Поэтому, скорее всего, даже состоятельные новгородцы предпочтут проводить дополнительные полтора часа в пути до Санкт-Петербурга очень дорогостоящему комфорту.
Силуэты плановой экономики
Одной реконструкцией полосы вложения в аэродром чиновники ограничивать не планируют. Обсуждается вариант строительства подъездной дороги к нему в обход населённых пунктов. То есть на шоссе из Трубичина в Кречевицы должен появиться съезд в сторону взлётной полосы. А это ещё десятки миллионов на проектирование и строительство.
В условиях кризиса создание новых рабочих мест и серьёзные инвестиции, конечно, поддержат экономику, но способствовать её развитию не будут. Ситуация очень хорошо вписывается в плавный переход к экономической системе с серьёзными плановыми составляющими, в которых основным заказчиком выступает государство. Проблема заключается в том, что при возврате к конкурентным условиям такие проекты, не рассчитанные на самостоятельный поиск клиентов, моментально оказываются ненужными.